О нас

Институт проблем инклюзивного образования создан в Московском городском психолого-педагогическом университете в июле 2009 года.

Цель деятельности института – продвижение и реализация инклюзивного подхода в российском образовании, научно-методическое обеспечение процесса становления и развития инклюзивного образования на всех ступенях системы общего образования в России.

Основное содержание работы института – изучение опыта работы инклюзивных образовательных учреждений, методическая поддержка и сопровождение образовательных учреждений, реализующих инклюзивный подход, технологическое и инструментальное оснащение педагогической работы, проектирование инклюзивных образовательных систем регионов, разработка эффективных организационно-административных моделей инклюзивных школ и детских садов, распространение передового педагогического опыта, профессиональная подготовка и переподготовка специалистов в области инклюзивного образования, популяризация идеи инклюзивного образования в российском обществе. 

Директор институтаСветлана Владимировна Алехина

Коллектив ИПИО объединяет убежденность в прогрессивности идеи инклюзивного образования, отношения определяются  сочетанием теоретической научно-исследовательской деятельности и постоянной профессиональной практики – реальной работы с детьми и взрослыми в инклюзивных учреждениях и психолого-педагогических центрах Москвы и Московской области. Коллектив ИПИО имеет необходимый научный задел, богатый исследовательский опыт и высокую квалификацию.
Сотрудники института являются авторами важнейших печатных работ по методологии и методикам инклюзивного образования.

Институт имеет широкие связи и партнерские научно-исследовательские проекты с научными коллективами из стран Европы и Америки.

С 2011 года институт раз в два года проводит в России важнейшее научное мероприятие по инклюзивному образованию – Международную научно-практическую конференцию, собирающую более пятисот участников. Тематика конференции отражает актуальные проблемы определенного этапа развития инклюзивного образования в стране:
2011 год – I Международная конференция «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии» (Москва, 20–22 июня 2010 г.)
2013 год – II Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» (Москва, 26–28 июня 2013 г.).

2015 год – III Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы» (Москва, 24–26 июня 2015 г.).
2017 год – IV Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики» (Москва, 21–23 июня 2017 г.).

Научные и мониторинговые исследования, реализуемые ИПИО, научные мероприятия поддерживаются грантами РГНФ, Министерством образования и науки РФ, Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, Департаментом образования города Москвы.

Ежегодно ИПИО выполняет государственные заказы на работы, связанные с исследованием различных аспектов инклюзивного образования в Центральной России и регионах.

Институт проводит фундаментальные научные, социологические и мониторинговые исследования, а также выполняет прикладные исследования – психолого-педагогическая экспертиза деятельности инклюзивных образовательных учреждений, проектирование перехода учреждения в инклюзивный режим функционирования, моделирование инклюзивной образовательной среды, оценка образовательных условий и разработка инструментария психолого-педагогической диагностики и адаптивных образовательных программ.

Начиная с 2000-х гг. сотрудниками ИПИО осуществляются наблюдение, научный анализ, обобщение и систематизация педагогического опыта, организационных алгоритмов (опыта административного управления) работы детских садов, общеобразовательных и коррекционных школ Москвы и Красноярска. В настоящий момент институт активно сотрудничает более чем с 120 инклюзивными образовательными учреждениями из 50 регионов России, оказывает информационно-консультативную и учебно-методическую поддержку педагогическим коллективам школ, детских садов, ППМС-центрам и центрам дополнительного образования, родителям и общественным организациям.

За восемь лет в институте прошли курсы повышения квалификации по 10 программам инклюзивного образования около 1830 педагогов, руководителей ОО, специалистов из 20 регионов Российской Федерации.

В рамках образовательного процесса в МГППУ институт осуществляет психолого-педагогическое сопровождение студентов с ограниченными возможностями здоровья.

В структуру института входят два центра:

Научно-методический центр под руководством Е.В. Самсоновой, осуществляет научно-методическое и инструментально-технологическое обеспечение инклюзивного образования, занимается методическим сопровождением педагогических работников учреждений в условиях инклюзивного образовательного учреждения.
Центр психолого-педагогических технологий под руководством Н.А. Ростовцевой решает основные задачи  психолого-педагогического сопровождения участников инклюзивного образовательного процесса – детей, родителей, педагогов и специалистов и служит базой практик для студентов МГППУ.

Институт реализует массовый интернет-проект просвещения и популяризации идеи инклюзивного образования для населения России – портал «Образование без границ»

Контактная информация:
Адрес: Москва, Спасский тупик, д. 6, каб. 413
График работы: пн.–пт., 10:00–18:00
Телефоны: +7 (499) 975-22-98, +7 (499) 975-23-96
Skype: ipio-mgppu
E-mail: ipio.mgppu@gmail.com
Сайт: http://www.inclusive-edu.ru