Руководитель

Алехина Светлана Владимировна


Кандидат психологических наук, доцент, Почетный работник общего образования РФ, Почетный профессор НГПУ, сопредседатель экспертного совета ФУМО ВО по группе специальностей «Образование и педагогические науки», член Учёного совета Московского государственного психолого-педагогического университета, член межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, член рабочей группы по контролю за реализацией пилотного проекта по отработке подходов к формированию системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов Министерства труда и социальной защиты РФ. 
Имеет более 60 опубликованных работ.

Руководит:
1. Магистерская программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»
2. Магистерская программа  «Психолого-педагогические основы социального проектирования»Член рабочей группы по дошкольному и основному общему образованию Комиссии по делам инвалидов  при Президенте Российской Федерации.Член редакционной коллегии журнала «Сибирский педагогический журнал»

Имеет:
Нагрудный знак «Почетный работник общего образования РФ»

Почетная грамота Министерства образования и науки РФ

Контакты:
Электронная почта – alehinasv@mgppu.ru
Помощник – Юдина Татьяна Алексеевна, judinata@mgppu.ru

Биография:
В 1973 году закончила Красноярский государственный педагогический университет
В 1992 году закончила отделение Межвузовской подготовки практических психологов при Красноярском государственном университете
10 лет руководила Центром психолого-медико-педагогической диагностики и коррекции «Сознание» в г. Красноярске
В 2004 году защитила диссертацию по теме «Конфликтная динамика детско-взрослых отношений в младшем школьном возрасте»
С 2004 года заведовала лабораторией психологического мониторинга в МГППУ
С 2005 года руководила Службой сопровождения в Центре дистанционной поддержки детей-инвалидов (ЦО «Технологии обучения»)
С 2009 года является директором Института проблем инклюзивного образования МГППУ
С 2014 года является проректором по инклюзивному образованию МГППУ.

Проекты, выполненные под руководством Алехиной С.В.:

  1. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» ГК № 07.Р24.11.0001 от 11 марта 2014 г.
  2. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ Организация и проведение Международной конференции по инклюзивному образованию с целью обсуждения результатов реализации мероприятий Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы в рамках проекта «Проведение обучающих мероприятий с руководящими и педагогическими работниками образовательных организаций по развитию инклюзивного образования в субъектах Российской Федерации» ГК №07.Р24.11.0039 от 24 ноября 2014г. Договор 0304/15 от 03.04.2015 г. с СКФУ.
  3. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение программы повышения квалификации специалистов психолого-медико-педагогических комиссий на основе единых системно-методологических подходов к проведению комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей, подготовке по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, оказанию консультативной помощи родителям (законным представителям), работникам образовательных организаций и другим заинтересованным организациям и лицам по вопросам воспитания, обучения и коррекции нарушений развития детей с ОВЗ или девиантным (общественно опасным) поведением» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 07.028.12.0026 от 2 октября 2014 г.
  4. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Повышение квалификации руководителей и педагогов общеобразовательных и специальных (коррекционных) школ по вопросам реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 07.028.11.0005 от 10 апреля 2014 г.
  5. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Внедрение дополнительных образовательных программ, ориентированных на запросы детей с ограниченными возможностями здоровья, разработанных на основе предыдущего опыта, через повышение квалификации руководящих и педагогических работников организаций, реализующих программы дополнительного образования детей» (продолжительность проекта 2014-2015 гг.). ГК № 09.028.11.0018 от 19 августа 2014 г.
  6. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ Разработка проекта специальных требований в федеральный государственный образовательный стандарт для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования (продолжительность работ 2014 г.). Договор № 14/281 от 29 апреля 2014 г. с РГПУ им. Герцена.
  7. Грант РГНФ Региональный конкурс «Центральная Россия: прошлое, настоящее, будущее» 2014 — г. Москва Методологические основы психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании города Москвы (продолжительность проекта 2014 г.). Соглашение (Договор) 14-06-77004а(р) от 17 апреля 2014 г.
  8. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Повышение квалификации специалистов психолого-медико-педагогических консилиумов и комиссий, руководителей образовательных организаций по вопросам реализации типовых пакетов специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» (продолжительность проекта 2013-2014 г.). ГК № 07.028.11.0017 от 14 октября 2013 г.
  9. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение Международной научно-практической конференции по развитию инклюзивного образования в России в рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы» (продолжительность проекта 2013 г.). ГК № 07.Р24.12.0001 от 26 апреля 2013 г.
  10. Грант Департамента образования г. Москвы «Создание и развертывание общедоступной базы научно-методических знаний (экспертных систем) по инклюзивному и специальному образованию для родителей и работников образовательных учреждений». 2011 год.
  11. Грант РГНФ Организация международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: практика, методология, технология»  (продолжительность работ 2011 г.) Соглашение (Договор) 11-06-14214г от 25 августа 2011 г.
  12. Федеральный проект Министерства образования и науки РФ «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях» (продолжительность проекта 2011-2013 гг.) ГК № 06.Р24.11.0074 от 1 декабря 2011 г.
  13. Грант РГНФ на реализацию проекта по организации международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии» , 2011 г.
  14. Грант Правительства Москвы «Создание и развертывание общедоступной базы научно-методических знаний и экспертных систем по инклюзивному и специальному образованию для родителей и работников образовательных учреждений», 2011 г.
  15. Госзаказ Министерства образования и науки на выполнение работ  «Проведение обучающих мероприятий для специалистов психолого-медико-педагогических комиссий, образовательных учреждений по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида в части получения детьми-инвалидами образования в обычных образовательных учреждениях», в рамках реализации Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы (2011 г.)
  16. Проект Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ  «Создание комплекта материалов по вопросу инклюзивного образования, включающего информационные материалы, организационно-методические рекомендации, примеры передовой практики и анализ конкретных примеров», 2010 г.
  17. Проект Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ  «Создание комплекта материалов по вопросу инклюзивного образования, включающего информационные материалы, организационно-методические рекомендации, примеры передовой практики и анализ конкретных примеров», 2010 г.
  18. Грант Правительства Москвы «Проведение мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития», 2009 г.
  19. Грант Правительства Москвы «Разработка регламента деятельности и перечня необходимого оснащения Городского и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования», 2009 г.
  20. Государственное  задание Федерального агентства по образованию «Всероссийский мониторинг профессиональной деятельности педагогов-психологов системы образования России» 2008-2009 год.
  21. Грант Правительства Москвы «Разработка модели и проведение мониторинга безопасности образовательной среды для детей, попавших в трудные жизненные ситуации» , 2008 год
  22. Госконтракт Ф-316 Федерального агентства по образованию, проект «Создание условий для формирования индивидуализированной траектории получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья на основе зарубежного опыта», 2007 год
  23. Госконтракт Ф-231 Федерального агентства по образованию, проект ««Создание системы социальной и психологической поддержки молодого учителя»,2007 год.
  1. Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21. № 1. С. 136–145. doi:10.17759/pse.2016210112
  2. Юдина Т.А., Алехина С.В. Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. – с. 94-101.
  3. Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов // Психологическая наука и образование. 2015. № 3. – с. 70-78.
  4. Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий // Сибирский педагогический журнал. № 6. – c. 125-131.
  5. Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода // Образовательная политика. 2015. № 3. – с. 88-89.
  6. Алехина С.В. Проект по созданию комплексной помощи детям с РАС в России //Аутизм и нарушения развития. № 2 (47). 2015. С. 3 — 7.
  7. Алехина С.В. Педагог инклюзивной школы. Новый тип профессионализма // Образование в Кировской области. 2015. № 1. С. 13 – 20.
  8. Алехина С. В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России [Текст] / С.В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 14 авг. 2015 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015.
  9. Алехина С.В. Основной вопрос развития инклюзивного образования на современном этапе // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015.
  10. Alekhina S., Soldatenkova E. The Development of Communication as a Condition for Inclusion of Children with Autism in Education // 9th International Technology, Education and Development Conference March 2nd-4th, 2015 — Madrid, Spain.
  11. Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы // Аутизм и нарушения развития. 2014. №3. С.4–7.
  12. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте развития современного образования // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5-16.
  13. Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №1. С.5–16.
  14. Алехина С.В. Силантьева Т.А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2014. Т.3. №3. С.5–15.
  15. Алехина С.В. Подготовка педагогический кадров для инклюзивного образования // Педагогический журнал . 2013. № 1 (44). С.26-32.
  16. Алехина С.В. Принципы инклюзии в практике образования // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1 (40). С 1-6.
  17. Алехина С.В., Гращенкова С.Л. Специальные образовательные условия в профессиональном образовании (по материалам мониторинга учреждений среднего профессионального образования) // Научные исследования в образовании. 2013. № 10. С.14-22.
  18. Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового Закона «Об образовании в Российской Федерации» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. №1. С.73–79.
  19. Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность педагога // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2012. №4 (22). С. 117-127.
  20. Алехина С.В., Дмитриева С.М. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения // Психологическая наука и образование. 2011. №3. С.32–40.
  21. Алехина С.В., Алексеева М.Н., Агафонова Е.Л. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании // Психологическая наука и образование. 2011. №1. С.83–92.
  22. Алехина С.В. О мониторинге инклюзивного процесса в образовании // Материалы I Международной конференции «Инклюзивное образование: методология, практика, технологии». МГППУ, 2011.
  23. Алёхина С.В. Образование через призму инклюзии // Материалы Международной научно-практической конференции «Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения», 21-23 сентября 2011, г. Якутск.
  24. Алехина С.В. Современный этап развития инклюзивного образования в Москве // Инклюзивное образование: Сборник статей / отв. ред. Т.Н. Гусева. – Москва: Центр «Школьная книга», 2010. – Вып. 1.
  25. Алехина С.В., Зарецкий В.К. Инклюзивный подход в образовании в контексте проектной инициативы «Наша новая школа» // Психолого-педагогическое обеспечение национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». МГППУ, 2010.
  26. Алехина С.В. Инклюзивное образование в России [Электронный ресурс] // Материалы проекта «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки». URL: http://psyjournals.ru/edu_economy_wellbeing/issue/36287.shtml (дата обращения: 11.11.2014)
  27. Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся // Вестник практической психологии образования. 2007. №3. С.46–48.
  28. Алехина С.В. Психологический мониторинг — инструмент развития образования // Вестник практической психологии образования. 2007. №1. С.70–72.

01.09.2016. Иллюзия инклюзии. Готовы ли школы принять особенных детей 1 сентября – в материале РИА «ФедералПресс».
Видеоматериалы выступлений и интрвью:
2015-06-26
Ток-шоу «Школа для всех»: инклюзивное образование РИА «Новости»

http://ria.ru/adaptation/20150626/1090715196.html
2014-06-03
Ведение секции и доклад «Дети с РАС в образовании столицы: опыт и стратегии».

Международная конференция «Аутизм. Выбор маршрута»
МГППУ. Сколково. 2 – 4 июня 2014 г.
http://www.youtube.com/watch?v=WM5bEW1HT7E
2014-06-03
Ведение дебатов «Нужна ли школа для детей с аутизмом?»

Международная конференция «Аутизм. Выбор маршрута»
МГППУ. Сколково. 2 – 4 июня 2014 г.
http://xn--c1arkau.xn--p1ai/#media-26-video-343
2014-04-07
Участие в программе «Образование для людей с ограниченными возможностями»

Высшая школа / телеканал Просвещение
Гости программы: Смолин Олег Николаевич, депутат Госдумы, первый зампред Комитета по образованию, Алехина Светлана Владимировна, директор Института проблем интегрированного (инклюзивного) образования МГППУ, Байрамов Вагиф Дейрушевич, ректор Московского государственного гуманитарно-экономического института (МГГЭИ).
http://www.youtube.com/watch?v=aED289xbZv8
2013-06-26
Доклад «Инклюзивное образование в России»

II Международная научно-практическая конференция «Инклюзивное образование: практика, исследования, методология». В рамках реализации мероприятий государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы. 26-28 июня 2013 года — Московский городской психолого-педагогический университет
http://www.youtube.com/watch?v=8STqtxwTt-M
2013-06-03
Участие в дискуссии «Инклюзивное образование в России» Программа Прав!Да? Общественное телевидение

http://www.otr-online.ru/programmi/programmparts_1489.html
2012-11-08
Доклад «Инклюзивное образование в контексте современной образовательной политики»

Всероссийский обучающий семинар для специалистов муниципальных и региональных органов управления образованием по государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы
ГБОУ ВПО Московский городской психолого-педагогический университет
Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования
http://www.youtube.com/watch?v=9HwqDsqkoGU
2012-08-28
Ведение заседания

Городской научно-практический семинар «Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе общего образования»
Департамент образования Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования, Городской ресурсный центр по развитию инклюзивного образования
http://www.youtube.com/watch?v=KKGvIyhaad8
2012-05-23
Интервью в программе

«Терпение родителей и труд специалистов могут принести хорошие результаты в воспитании детей-аутистов»
Первый канал
http://www.1tv.ru/news/other/207831
2012-05-10
Выступление на 2-ой российско-германской конференции по теме

«Инклюзивное образование и трудоустройство инвалидов»
http://www.youtube.com/watch?v=DkBMTkW2zIE
2012-03-06
Интервью в программе «Человек и закон»

Первый канал
http://www.youtube.com/watch?v=k-x-6cQYSZg
2012-01-23
Выступление на круглом столе

«О состоянии и реальных перспективах инклюзивного образования в реалиях образовательной политики регионов» в Общественной палате Российской Федерации,
организованном Комиссией Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования по инициативе Учреждения РАО «Институт психолого-педагогических проблем детства»
http://www.youtube.com/watch?v=iL-1CCJ1b2U
2011-12-02
Доклад «Инклюзивная среда как фактор эффективной социальной реабилитации»

на совещании с руководителями образовательных учреждений, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья по теме «Организация комплексной помощи детям с ОВЗ в рамках оздоровительного образовательного учреждения. Департамент образования г.Москвы. Санаторно-лесная школа № 7
часть 1 http://www.youtube.com/watch?v=H7lLGy5aHmg
часть 2 http://www.youtube.com/watch?v=GChInDPkqKU
часть 3 http://www.youtube.com/watch?v=aCPujLMiiz8
2011-08-23
Выступление на открытии Городского научно-практического семинара «Создание эффективной системы поддержки обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику», который состоялся 23 августа 2011 года в Московском городском психолого-педагогическом университете

http://www.youtube.com/watch?v=MYNYL-ZG-dA
2011-07-26
Участие в публичном обсуждении

Государственной программы города Москвы на 2012-2016 гг. «Развитие образования города Москвы «Столичное образование» в части, касающейся задач развития инклюзивного образования в Москве
Департамент образования Москвы, Московский городской психолого-педагогический университет, Институт проблем интегративного (инклюзивного) образования
http://www.youtube.com/watch?v=P0oBJ7zo9hU
Светлана Алёхина об инклюзивном образовании в России
https://www.youtube.com/watch?v=dO1Z91PmJmU
http://www.youtube.com/watch?v=r1UXRRhH-Rc