Семаго Михаил Михайлович

Ведущий научный сотрудник, кандидат психологических наук (направление: 190010 – «коррекционная психология»), доцент, профессор по кафедре коррекционной педагогики и специальной психологии АПКиППРО.
Образование:
Первое высшее образование: Московский авиационный институт, специальность –инженер-электромеханик систем летательных аппаратов (ок. 1975г.);
Второе высшее образование: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии,– клинический психолог (ок. 1981г.)
Профессиональная деятельность:
1977-1983 научный сотрудник Института дефектологии: лаборатория сурдотехники;
1988-1994 научный сотрудник клинико-генетическая лаборатории Института дефектологии
1980-1983 психолог-консультант медико-генетической консультации детской клинической больницы им. Филатова;
1989-1994 психолог-консультант Центра патологии речи и нейрореабилитации .
1987 – 2004 педагог-психолог ППМС-центра «Юго-Запад», женской гимназии «Строгино» муниципальной ПМПК и ППМС-центра Одинцовского района Московской обл.;
1994-1997 заместитель директора Комплекса социальной помощи детям и подросткам МКО  ППМС-центра «Строгино» ; ППМС-центра «Гармония» (2004);
1996-1997 зам. декана факультета коррекционной педагогики и специальной психологии Московского психолого-социального института
с 2010г Методист ЦПМСС «Зеленая ветка» СОУО .
С 1998 года сотрудник Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ректор Э.М. Никитин),
С 1999 года сотрудник Московского психолого-педагогического университета.
Участие в Грантах:
Федеральная программа Министерства образования и науки по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей (2001 год) (научный руководитель программы); Грант Правительства Москвы «Разработка концепции городского ресурсного центра по оказанию помощи и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, связанного с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008 год).
Гранты Правительства Москвы 2009 года: «Разработка регламента деятельности и перечня, необходимого оснащения Городского и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования» (научный руководитель); «Проведение мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития».
Проект ЮНИСЕФ «Инклюзивное образование: законодательные и нормативно-правовые аспекты» (2010).
Награжден Дипломом первой степени Министерства Образования РФ за «Психодиагностический Комплект детского психолога» (2002г.).
Лицензионные программы курсов переподготовки работников образования по направлению: «Специальная психология и основы дефектологии» (520 и 1210 ак. час.).

Автор программ магистратуры и бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»: «Психология отклоняющегося развития», «Психолого-педагогическая диагностика отклоняющегося развития», «Организация деятельности консилиума образовательного учреждения», «Организация деятельности междисциплинарной команды специалистов», «Дифференциальная психологическая диагностика», «Психологическая работа с семьей проблемного ребенка»
Авторские курсы по повышению квалификации психологов образования, специальных психологов: по методологии психологии развития и психологии отклоняющегося развития; современной психологической диагностике, в том числе дифференциальной диагностике отклоняющегося развития, семейному консультированию и коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, функционалу и организации деятельности психолога образования, психолого-медико-педагогическому консультированию в различных образовательных учреждениях, теории и практике преподавания блока предметных дисциплин и специализации по направлению 031900 -«Специальная психология».

  1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов (коллективная монография). (Библиотека психолога-практика) М.: АРКТИ, 1998-1-е изд., 1999-2-е изд., 2000 – 3-е изд. 136 с.
  2. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст (монография).
  3. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога (коллективная монография). (Библиотека психолога-практика) М.: АРКТИ, 2000, 1-е изд., 2001, 2-е изд. 208 с.
  4. Организация и содержание деятельности психолога специального образования (коллективная монография). (Библиотека психолога-практика) М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
  5. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (коллективная монография). (Мэтры мировой психоло-гии) СПб.: Речь, 2005. 384 с., 1-изд., 2010, 2- изд.
  6. Психология развития в постнеклассической научной картине мира (монография). М.: изд-во АПКиППРО, 2010.
  7. Типология отклоняющегося развития. Модель анализа и ее использование в практической деятельности (коллективная монография). (Учебник XXI века) М.: Генезис, 2011.
  8. Специальная психология на постнеклассическом этапе развития научного знания. (глава в коллективной монография). Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы /под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. – М.: ЛОГОМАГ, 2013. – С. 61-65.
  9. Методология психолого-педагогического сопровождения в контексте постнеклассической парадигмы (глава в коллективной монографии). Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди». – 2013.. – С. 77-83.
  10. Специальная психология на постнеклассическом этапе развития научного знания. (глава в колективной монография). Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы /под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. – М.: ЛОГОМАГ, 2013. – С. 61-65.
  11. Методология психолого-педагогического сопровождения в контексте постнеклассической. Психолого-педагогические основы инклюзивного образования / Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди». – 2013.. – С. 77-83.
  12. Специальная психология на постнеклассическом этапе развития научного знания. (глава в коллективной монография). Специальная педагогика и специальная психология: современные методологические подходы /под ред. Богдановой Т.Г., Назаровой Н.М. – М.: ЛОГОМАГ, 2013. – С. 61-65.
  13. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования. (Коллективная монография). Москва, АРКТИ, 2014
  14. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста. Монография. Москва: изд. АРКТИ 2016. 560с.
  15. Положение о психолого-медико-педагогической службе учебного округа (методические рекомендации). Журнал “Школа здоровья”, №1,1996, С.99-113.
  16. Паспорт комплекта полидисциплинарных контрольных материалов по блоку дисциплин предметной подготовки по специальности 031800 — ЛОГОПЕДИЯ (уч.мет.пособие). МОСУ научно-методический центр, Москва 1996, С. 2 – 12.
  17. Психодиагностика младших школьников (методическое пособие). Институт Р. Валленберга СПб, 1998 С. 4-28.
  18. Углубленное психологическое обследование детей предшкольного и младшего школьного возраста (методическое пособие). Школьный психолог, 1998, (август) №34, С. 8-16.
  19. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (психокоррекционные аспекты работы психолога-консультанта). (Методическое руководство). Журнал «Семейная психология и семейная терапия» №1, 1998, С. 28-38.
  20. Психолог в междисциплинарной команде (учебная программа и методические рекомендации). Московский гуманитарный Инст-т им Е.Р. Дашковой, М., 1998, 11с.
  21. Диагностический Комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы (учебно-методическое пособие). (Библиотека психолога-практика), М.: АРКТИ, 1999. 45с.
  22. Психолого-медико-педагогический кон-силиум в общеобразовательном учреждении. (Методические рекомендации). Изд-во. БИРО, Уфа, 2002, С. 28-37.
  23. Рабочий журнал педагога-психолога образовательного учреждения. (методическое пособие и рабочие материалы). М.: Сфера, 2002. 192с.
  24. Психопатология (учебно-методическое пособие для самостоятельной работы). Изд. МСГИ, Москва, 2002. 176 с.
  25. Анкета оценки гармонизации семейных взаимоотношений и взаимной поддержки (методическое руководство). Школьный психолог, 2003, № 8.
  26. Психолого-педагогическая оценка уровня готовности ребенка к началу школьного обучения (методическое пособие). Школьный психолог, 2003, (апрель)
  27. Создание единого коррекционного пространства региона (методическое пособие). CD-проект АПКиПРО РФ, 2003
  28. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования) Айрис-пресс, 2004, 128 с.
  29. Диагностико-консультативная деятельность психолога образования. (научно-методическое пособие). (Библиотека психолога образования) Айрис-пресс, 2004, 288 с.
  30. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка (методическое пособие). Изд-во АПКиПРО РФ, 2004, 318 с.
  31. Диагностический Альбом для исследования познавательной деятельности детей дошколь-ного и младшего школьного возраста. Изд. 3. испр. и доп. (Методическое пособие). (Библиотека психолога образования) Айрис-пресс, 2005, 112 с.
  32. Психолого-педагогическая оценка уровня готовности ребенка к школьному обучению (методическое руководство). Библиотечка «Первого сентября», Серия «Школьный психолог», Выпуск 2, 2005, 32 с.
  33. Рабочий журнал педагога-психолога. (методическое пособие и рабочие материалы). М.: Сфера, 2008. 160с.
  34. Психологические особенности проблемных детей. Курс лекций (методическое пособие). Изд. Первое сентября. «Школьный психолог» №№ 17-24, сентябрь – декабрь, 2008
  35. Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей»: Лекции 1-4 (учебно-методическое пособие). Педагогический университет «Первое сентября», 2008, 60с.
  36. Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей»: Лекции 5-8 (учебно-методическое пособие). Педагогический университет «Первое сентября», 2008, 60с.
  37. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении (методическое пособие). М.: РУДН, 2010. 148с
  38. Инклюзивная практика в дошкольном образовании (методическое пособие). Издательство Мозаика-Синтез, 2011
  39. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях (методические рекомендации). М.: МГППУ, 2012. – 92с.
  40. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики (методическое пособие). М.МГППУ, 2012. – 156с.
  41. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (учебное пособие рекомендованное УМО по психолого-педагогическому образованию). М.: МГППУ, 2013. – 324с.
  42. Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития (глава в коллективной монографии). Консультирование семей, имеющих детей с аномалиями развития (глава в коллективной монографии)
  43. Опыт применения компьютерно-бланковой системы для комплексного изучения социально уязвимых групп населения (статья). Ж.Дефектология.- №6.- 1991. С.5-8.
  44. Социально-психологические проблемы семьи ребенка-инвалида с детства (автореферат). Изд. УПК «Федоровец», 1992 16с.
  45. Когнитивные и психологические детерминанты консультирования семей в генетической консультации. ж. Дефектология.- №2.- 1991. С.67-73.
  46. Медико-генетическая консультация: эмоциональное состояние, понимание информации и декларируемое репродуктивное поведение (статья). Ж. Дефектология.-№1.- 1992. С.34-39.
  47. Применение компьютерной системы для изучения социально уязвимых слоев населения и построения ситуационной модели региона (статья). Ж. Социальная защита.-№3.-1992. С.23-30.
  48. О необходимости создания концепции и практической реализации комплексной предметно-игровой среды для детей с отклонениями в развитии и ограниченными возможностями (Статья). Система специали-зированных социальных учреждений для детей и подростков с ограниченными возможностями, нуждающихся в реабилитации. Конференция Мин. социальной защиты, июль 1994.
  49. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием (Статья). журнал “Школа здоровья”, №3, 1996, С. 40-54.
  50. К вопросу о публикациях психодиагностических материалов (Статья). Журнал “Школа здоровья”, №3, 1996, С. 124-129
  51. Интегративный подход к психологической диагностике отклоняющегося развития (статья). Материалы Всероссийск. Конфер. «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития», 25-27 ноября М.: 1998, С. 19-35.
  52. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (статья). Школьный психолог, 1998, (май) №17
  53. Еще раз о публикациях психодиагностических материалов (Статья). Журнал «Вопросы психологии»№1, 1997, С. 133-137.
  54. Интегративная оценка эмоционально-личностной сферы у детей (статья). Ж. Психолог в детском саду, 1998, № 1. С. 66-77.
  55. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (статья). Ж. Психолог в детском саду, 1998, № 1. С. 66-77.
  56. Психологический диагноз как основа эффективного психологического сопровождения детей с трудностями обучения и социальной дезадаптацией (статья). Психолого-педагогичес-кое сопровождение отношений детей и взрослых в образователь-ной ситуации /Материа-лы 2-й научно-практи-ческой конференции М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999. С. 27-31.
  57. Задержка психического развития: основные современные показатели (статья). Школьный психолог, 1999, (август) №32
  58. Интегративный подход как новая концепция психологической диагностики (статья). Инновации в Российском образовании (спец. корр. образова-ние), Минобраз.1999, С. 23-44.
  59. Психолого-медико-педагогический консилиум в учреждении образования (статья). Школьный психолог, 2000, № 6.
  60. Пространственные представления ребенка (статья). Школьный психолог, 2000, № 36.
  61. Тонкая грань (статья). Школьный психолог, 2000, № 36.
  62. Диагностика базовой аффективной регуляции (статья). Школьный психолог, 2001, (февраль) № 5.
  63. В поисках золотого сечения (статья). Школьный психолог, 2001, № 23.
  64. Учет деятельности педагога-психолога образовательного учреждения.(статья). Школьный психолог, 2002, № 5.
  65. О функциях, системе, инструментах и не только о них (статья). Школьный психолог, 2002, (май) № 18.
  66. Системологическая парадигма практической психологии: основные компоненты. (статья). В сб. Региональная служба психологии. Опыт работы и перспективы развития. Материалы научно-практического семинара. Самара, 2002. С. 59-67.
  67. Развитие специального образования в Одинцовском районе. Сборник практических материалов (общая редакция). Одинцово, 2002 96 с.
  68. Концепция развития региональной модели службы специальной помощи детям и подросткам с особыми образовательными потребностями (статья). В сб. Развитие специального образования в Одинцовском районе. Одинцово, 2002, С. 20-28.
  69. Социально-психологические проблемы подростков Одинцовского района (статья). В сб. Развитие специ-ального образования в Одинцовском районе. Одинцово, 2002, С. 67-73.
  70. Структурная модель сопровождения ребенка в образовательной среде. (статья). Сб. трудов академии повышения квалификации и переподготовки работников образования посвящ. 75-летию со дня основания. М.: Изд. АПКиПРО РФ, 2003, С. 24-37.
  71. Право на судьбу. Консультирование семьи «проблемного» ребенка (статья). Школьный психолог, 2003, № 8.
  72. Сопровождение это… (статья). Школьный психолог, 2003, № 8.
  73. Современные представления о закономерностях психического дизонтогенеза (статья). Материалы II Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» /Под ред. А.А.Северного, Ю.С. Шевченко. Минск, 2-6 ноября 2003г., С. 34-37.
  74. Камень преткновения или представления о нормативности в специальной психологии. Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, 2004 № 6, февраль
  75. Методы, подходы оценки. Виды диагностических материалов и организации диагностического процесса (статья). Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, 2004 № 7, февраль
  76. Направление вектора. Принципы коррекционно-развивающей работы психолога образования (статья). Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, 2004 № 11, март
  77. Время не ждет! Основные направления и виды деятельности психолога образования, работающего с проблемными детьми (статья). Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, 2004 № 11, март
  78. Флейта или хлыст. Мотивация в коррекционно-развивающей работе психолога (статья). Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, 2004 № 12, март
  79. Новые подходы к проблеме периодизации психического развития (статья). Проблемы и перспективы развития ранней
  80. Птенцы гнезда Выготского (статья). Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, 2004 № 23 июнь.
  81. И это все о нем (статья). Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, 2004 № 26-27 июль.
  82. Использование синергетического подхода к анализу психического развития ребенка (статья).
  83. Что такое диагностическая гипотеза и как ее построить (статья). Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, № 34 сентябрь, 2004
  84. Психология развития: новая методологическая парадигма (на примере периодизации психического развития) (статья). Вестник Федерации психологов образования России № 1. 2004, С. 34-37.
  85. Как составить статистическую справку (статья). Изд. Дом «Первое сентября», «Школьный психолог» № 19, октябрь, 2005.
  86. Типология отклоняющегося развития (статья). Изд. Дом «Первое сентября», «Школьный психолог», 23, декабрь 2005.
  87. Что такое «правильный диагноз»? (статья). Изд. Дом «Первое сентября», «Школьный психолог», № 23, декабрь 2005.
  88. Методология построения современной периодизации психического развития (статья). Материалы III Международного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» /Под ред. А.А.Северного, Ю.С,Шевченко. Казань, 23-26 ноября 2006г., С. 21-24.
  89. Чему и как учить специального психолога (статья). Академический Вестник АПКиПРО РФ, № 6, 2006, С. 32-36.
  90. Современная системологическая парадигма и психология развития (статья). Ж. «Прикладная психология и психоанализ», № 1, 2006, С. 85-94.
  91. Ребенок и образовательная среда: структурно-информационный подход (статья). Ж. «Известия РАО», № 2, 2006. С. 81-90.
  92. Периодизация психического развития и современная системологическая парадигма (статья). Сборник научных трудов по материалам всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое сопровождение психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы с детьми и молодежью», (Хабаровск, 9-10 октября 2006г), ч.1, ГОУ ВПО ДВГГУ 2006, с. 198-207
  93. Использование представлений об узловых моментах развития для решения задач специальной и клинической психологии (статья). Вестник Федерации психологов образования России № . 2006 C.
  94. К использованию представлений об узловых моментах в психологии развития (статья). Ж. Образование и наука. Известия УрО РАО, №2(44), 2007, С. 119-129.
  95. Методологические основы комплексного сопровождения ребенка в образовательной среде (статья). Материалы Всерос-сийской научно-прак-тической конференции «Психолого-педаго-гическое обеспечение инновационных процессов в образования», Новосибирск, 12-14 ноября, 2007.
  96. Теоретико-методологический подход к анализу психического развития (статья). «Специальное образо-вание ХХ1 века»: Сборник научных статей (материалы конф. 23-24 января 2007), М.: АПКиППРО, 2008. С.3-25
  97. Структурная организация бытия и анализ психического: триадическая парадигма (статья). Ж. Философия образования, № 2(27), 2009, С.226-234.
  98. Пространственно-временные репрезентации как структурно-содержательные характеристики пространства ментального опыта (к вопросу о механизмах обеспечения мыслительной деятельности) (статья). Ж. Мир психологии №2(58), 2009. С.
  99. О некоторых универсалиях образа познания (статья). Ж. Мир психологии №4(60), 2009. С.
  100. Психологическое сопровождение инклюзивного образования (статья). Психологические, семейные и социальные аспекты обеспечения образовательной траектории детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья(ОВЗ). Сборник материалов научно-практического семинара. – М.: МГППУ, 2009. – С.87-94
  101. Парадигмальные основания специальной психологии на рубеже научных эпох (статья). Сборник материалов городской межвузовской научно-практической конференции «Равные возможности – новые перспективы», 30 ноября 2009 года, М.: МГПУ, 2009. С249-261.
  102. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу (статья). Психологическая наука и образование, 2011, № 1. С. 51-59
  103. Время в оценке психического развития ребенка. К вопросу о применимости квантовой теории к анализу темпоральности психического развития. (статья). Ж. Мир психологии, 2011, № 4. С. 168-175.
  104. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике. Вестник МГПУ, 2010, № 4 (14), серия «Педагогика и психология», с.81-92.
  105. Определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на ПМПК ресурсного центра по развитию инклюзивно образования (статья). Психологическая наука и образование, 2011, № 3. С. 50-58
  106. Специальная психология на постнеклассическом этапе развития научного знания (статья). Сборник материалов третьего международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии», 4 апреля 2011, Москва, Издательство ГОУ ВПО МГПУ 2011
  107. Модель развития инклюзивного образования как реализация синергетической парадигмы (статья). Материалы международной научно-практ. Конференции г. Якутск, сентябрь 2011. – Якутск: Офсет, 2011. С. 87-90.
  108. Алгоритм оценки эффективности включения ребенка с ОВЗ в среду образовательного учреждения (статья). В сб. «Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования. –М.: Форум, 2012. С. 89-100.
  109. Время в оценке психического развития (использование аппарата квантовой теории в специальной психологии) (статья). Сборник материалов четвертого международного теоретико-методологического семинара «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии», 4 апреля 2012, Москва, Издательство ЛОГОМАГ, 2012, С. 45-50
  110. Нарушение синхронности развития как показатель психического дизонтогенеза (статья). Вестник МГПУ, 2012, № 2 (20), серия «Педагогика и психология», С. 114-122.
  111. Время в оценке психического развития (использование аппарата квантовой теории в специальной психологии) (статья). «Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии» Материалы четвертого международного теоретико-методологического семинара, 4 апреля 2012, в 2-х томах. Том 1. Современные проблемы теории, истории, методологии. – М.: Издательство ЛОГОМАГ, 2012, С. 45-50.
  112. Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической деятельности специалиста образования (статья в журнале ВАК). Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология.– 2013. – № 2 (24). – С.101-110.
  113. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 1: Basic Concepts (статья). Journal of Russian and East European Psychology, vol.51, no.2, March–April 2013, pp.5–50.
  114. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 2: Typologization: Historical and Contemporary Perspectives (статья). Journal of Russian and East European Psychology, vol. 51, no. 2, March–April 2013, pp. 51–79.
  115. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice.Chapter 3: A Contemporary Scientific Picture of the World and the Psychology of Development (статья). Journal of Russian and East European Psychology, vol. 51, no. 3, May-June
  116. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 5: The Three-Component Model of Analysis. A Concept of the Basic Structural Organization of the Psyche (статья). Journal of Russian and East European Psychology, vol. 51, no. 3, May-June 2013, pp. 34-78.
  117. Онтология предметной области и критерии эффективности методологических подходов (статья в журнале ВАК). European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 1. Том 2. – С.16-23
  118. Моделирование психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в контексте синергетической парадигмы (статья в журнале ВАК). Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 1. – С. 75-79
  119. Моделирование психического развития в энтропийно-негэнтропийном подходе (статья в журнале ВАК). Журнал Системная психология и социология:– М.: МГПУ, 2014. – № 1 (9). С. 16-28.
  120. Особенности моделирования психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании. (статья в журнале ВАК). Российский научный журнал., Рязань, 2014, №4, С. 40 — 46.
  121. Онтология предметной области и критерии эффективности методологических подходов (научная статья). European Social Science Journal (Европейский журнал социальных наук). 2014. № 1. Том 2. – С.16-23
  122. Моделирование психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в контексте синергетической парадигмы (научная статья). Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2014. № 1. – С. 75-79
  123. Моделирование психического развития в энтропийно-негэнтропийном подходе (научная статья). Системная психология и социология:– М.: МГПУ, 2014. – № 1 (9). С. 16-28.
  124. Особенности моделирования психолого-педагогического сопровождения в инклюзивном образовании. (научная статья). Российский научный журнал., Рязань, 2014, №4, С. 40 — 46.
  125. Модель и технологии помощи детям с расстройствами аутистического спектра в рамках деятельности ППМС центра, как одной из составляющих сетевого взаимодействия (научная статья). «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы /Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В.Алехиной. — М.: МГППУ, 2015. – 528с. – С.495-502.
  126. Влияние уровня тревожности родителей на эффективность медико-генетической консультации (Тезисы). Всесоюзная конф. “Семья и личность” М. НИИОП АПН СССР,1981. С.77-78.
  127. Психологические аспекты консультирования семей с аномальными детьми (Тезисы). III съезд психиатров и невропатологов Эстонии, Таллинн, ТГУ,1989, С.144-145.
  128. Эмоциональное состояние пациентов и эффективность медико-генетического консультирования (Тезисы). “Вопросы социальной и клинической психиатрии и наркологии”, М.1989, ч.1, С.132-137.
  129. К вопросу о психокоррекционной работе с семьей в процессе консультирования ребенка с наследственно-генетическим поражением (Тезисы). “Современные исследования по проблемам учебной и трудовой деятельности аномальных детей” 10-я научн.сессия по дефектологии, М., 1990,ч.2., С.403-404.
  130. Проблемы психокоррекционной работы с семьей аномальных детей (Тезисы). Конференция ассоциации психотерапевтов г.Одессы, Одесса 1990
  131. К вопросу об эффективности консультирования семей с детьми, имеющими отклонения в развитии (тезисы). Материалы научно-практичес-кой конфереренци «Психогигиена и здоровье учащихся», Самарканд, 1990, С.135.
  132. Психолого-медико-педагогическая служба: междисциплинарное взаимодействие (Тезисы). Всероссийский съезд Общества психологов, Москва, июнь 1996, С. 28-29.
  133. Модель образовательного центра для детей с отклонениями в развитии и трудностями в обучении (Тезисы). Всероссийский съезд Общества психологов, Москва, июнь 1996, С. 34-35.
  134. К вопросу о психолого-медико-педагогической службе в школе (Тезисы). Журнал “Школа здоровья”, №4, 1996, С. 26-27.
  135. Предметно-игровая среда образовательного учреждения как средство поддержания психического здоровья школьников (Тезисы). Журнал “Школа здоровья”, №4, 1996, С. 29-30.
  136. Интегративный психологический подход к проблеме коррекционно-развивающей работы и профилактики отклонений в развитии в рамках дошкольного и младшего школьного обучения (тезисы). Научно-практическая конференция Личностно-ориентированная психология: профилактика, коррекция, реабилитация Свердловск 22-24 апреля 1997 г. С. 57-58.
  137. Интегративный психологический подход в работе с детьми с отклоняющимся развитием (тезисы). 2-я всероссийская конференция. Практическая психология в школе. Цели и средства 10-12 октября 1997. С-Петербург, ИМАТОН, 1997. С. 66-67.
  138. Psychological diagnosis as system-forming component of the clinical psychologist (tesis: P-016-273 Topic: 24). 16th World Congress of the IACAPAP International Association for Child and Adolescent Psychiatry and Allied Professions, 22-26 August, 2004, Berlin, Germany, p.337.
  139. Психологический диагноз как системообразующий компонент деятельности психолога (тезисы). Материалы III Междуна-родного Конгресса «Молодое поколение XXI века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья» /Под ред. А.А.Северного, Ю.С,Шевченко. Казань, 23-26 ноября 2006г. С. 96-97.
  140. Методологические вопросы сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде (Тезисы). Сб. материалов межд. научно-практической конференции «Образование и психолого-педагогическая поддержка детям с ОВЗ в 21 веке». М.,2007,С.128-131
  141. Современные запросы практики и новая концепция специальной психологии (тезисы). Сб. материалов городской научно-практической конференции Университетск. образовательного округа МГППУ «Образование и непрерывное психологическое сопровождение, трудоустрой-ство детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья», ноябрь, 2007. – М, 2007. С.63-65.
  142. Смена методологических основ психологии развития как путь к экологичности образования (тезисы). Материалы ХII Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты». Т.1, 2008. С.127-128.
  143. Сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде: теория и практика (тезисы). Материалы на Межрегиональную научно-практическую конференцию «Развитие системы специального образования: проблемы и перспективы». Октябрь 2008. С. 37-41.
  144. «Здоровьесбережение» в современной научной картине мира (тезисы). Материалы международной научно-практической конференции «Проблемы сохранения и укрепления здоровья молодого поколения: психолого-педагогический подход» 20-21 ноября 2008, Москва, 2008 С.85-87.
  145. ЦТО-социометрия как инструмент оценки эффективности инклюзивных процессов в образовании (тезисы). Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство». – М,: МГППУ, 2009. С.225-227.
  146. Методология психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования в современной научной картине мира (тезисы доклада). Инклюзивное образование: практика, исследования, методология» Сборник материалов II Международной научно-практической конференции 26-28 июня 2013 года. /Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013. – С. 77 – 82.