Семаго Наталья Яковлевна

Старший научный сотрудник, кандидат психологических наук (направление: 190010 – «коррекционная психология»), доцент.
Образование:
Окончила Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии– клинический психолог (ок. 1983 г.)
С 1978 года работала под руководством С.Я. Рубинштейн в детском санатории № 44 г. Москвы.
Профессиональная деятельность:
1983-1994 психолог-консультант, ведущий психолог Центра патологии речи и нейрореабилитации .
1996-1999педагог-психолог Комплекса социальной помощи детям и подросткам МКО; 1994-2002 педагог-психолог ППМС-центров: «Строгино» (СЗАО г. Москвы), «Росток» (САО г. Москвы);
с 2002 года педагог-психолог,
с 2009г руководитель структурного подразделения, председатель окружной ПМПК ЦППРиК «Тверской» (ЦАО г. Москвы), ЦПМСС «Зеленая ветка» СОУО
с 2000 года работала ведущим научным сотрудником  МГППУ,
с 2009 года по 2010 руководитель Городского ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования
На протяжении всей профессиональной деятельности сотрудничает с различными образовательными учреждениями, в том числе детскими садами и школами в качестве психолога-консультанта.
С 1998 года является сотрудником Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (ректор Э.М. Никитин), с 1999 года — сотрудник московского психолого-педагогического университета (ректор В.В. Рубцов).
В настоящее время доцент кафедры коррекционной педагогики и специальной психологии Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
Участие в грантах:
Федеральная программа Министерства образования и науки по организации и содержания деятельности педагога-психолога службы практической психологии в структуре психолого-медико-педагогического сопровождения детей (2001 год);
Грант Правительства Москвы «Разработка концепции городского ресурсного центра по оказанию помощи и психолого-педагогическому сопровождению участников образовательного процесса, связанного с обучением лиц с ограниченными возможностями здоровья» (2008 год).
Гранты Правительства Москвы 2009 года: «Разработка регламента деятельности и перечня, необходимого оснащения Городского и окружного ресурсного центра по развитию интегрированного (инклюзивного) образования» «Проведение мониторинга потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов с тяжелыми нарушениями развития» (научный руководитель).
Проект ЮНИСЕФ «Инклюзивное образование: законодательные и нормативно-правовые аспекты» (2010).
Награждена Дипломом первой степени Министерства Образования РФ за «Психодиагностический Комплект детского психолога» (2002г.).
Научный  руководитель городской экспериментальной площадки по внедрению инклюзивного образования на территории Центрального округа г. Москвы .
Автор программ магистратуры и бакалавриата по направлению «Психолого-педагогическое образование» программа «Психология и педагогика инклюзивного образования»: «Психология отклоняющегося развития», «Психолого-педагогическая диагностика отклоняющегося развития», «Организация деятельности консилиума образовательного учреждения», «Дифференциальная психологическая диагностика», Образовательные технологии в работе с детьми с аффективно-эмоциональными расстройствами
Авторские курсы по повышению квалификации психологов образования, специальных психологов: по современной психологической диагностике, в том числе дифференциальной диагностике отклоняющегося развития и коррекционно-развивающей работе с детьми с особыми образовательными потребностями начиная с раннего возраста, психолого-медико-педагогическому консультированию в различных образовательных учреждениях

  1. Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка. Комплект рабочих материалов (коллективная монография). (Библиотека психолога-практика) М.: АРКТИ, 1998-1-е изд., 1999-2-е изд., 2000 – 3-е изд. 136 с.
  2. Руководство по психологической диагностике. Дошкольный и младший школьный возраст (монография). Изд-во АПКиПРО РФ, 2000 263 с.
  3. Проблемные дети. Основы диагностической и коррекционной работы психолога (монография). (Библиотека психолога-практика) М.: АРКТИ, 2000, 1-е изд., 2001, 2-е изд. 208 с.
  4. Организация и содержание деятельности психолога специального образования (монография). (Библиотека психолога-практика) М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
  5. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст (монография). СПб.: Речь, 2005. 384 с. 2 изд. 2010. (Мэтры мировой психологии)
  6. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие. (коллективная монография). Под общ. ред. М.М.Семаго, М.: Генезис, 2011. — 288с
  7. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности. (монография). Под общ. ред. М.М.Семаго, М.: Генезис, 2011. – 400с. (Учебник XXI века)
  8. Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования (коллективная монография). Под общ. ред. М.М.Семаго, Н.Я.Семаго. – АРКТИ, 2014. – 368с.
  9. Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста. Монография. Москва: изд. АРКТИ 2016. 560с.
  10. Паспорт комплекта полидисциплинарных контрольных материалов по блоку дисциплин предметной подготовки по специальности 031800 — ЛОГОПЕДИЯ (уч.мет.пособие). МОСУ научно-методический центр, Москва 1996, С. 2 – 12.
  11. Психодиагностика младших школьников (методическое пособие). Институт Р. Валленберга СПб, 1998 С. 4-28.
  12. Углубленное психологическое обследование детей предшкольного и младшего школьного возраста (методическое пособие). Школьный психолог, 1998, (август) №34 С. 8-16.
  13. Диагностический Комплект. Исследование особенностей развития познавательной сферы … (учебно-методическое пособие). (Библиотека психолога-практика), М.: АРКТИ, 1999. 45с.
  14. Психологические характеристики особенностей формирования базовых составляющих познавательной деятельности у детей с отклоняющимся развитием (Автореферат канд. дисс.). Изд. УПК «Федоровец», 2001 23 с.
  15. Психолого-педагогическая оценка уровня готовности ребенка к началу школьного обучения (методическое пособие). Школьный психолог, 2003, (апрель) 32 с.
  16. Детский рисунок. Этапы развития и качественная оценка (методическое пособие). Изд. Дом «1 сентября,» Школьный психолог, 2003) № 35 сентябрь
  17. Экспертная деятельность психолога образовательного учреждения (методическое пособие). (Библиотека психолога образования) Айрис-пресс, 2004, 128 с.
  18. Консультативно-диагностическая работа психолога образования.   (научно-методическое пособие). (Библиотека психолога образования) Айрис-пресс, 2004, 288 с.
  19. Диагностический Альбом для исследования познавательной деятельности детей дошколь-ного и младшего школьного возраста. Изд. 3. испр. и доп. (Методическое пособие). (Библиотека психолога образования) Айрис-пресс, 2004, 112 с.
  20. Методическое руководство по оценке психического развития ребенка (научно-методическое пособие). Изд-во АПКиПРО РФ, 2004, 318 с.
  21. Комплект дидактических материалов Формированию пространственных представлений у детей. Серия 1, 4. Изд. Айрис-дидактика, 2004, (Библиотека психолога образования)
  22. Комплект дидактических материалов Формированию пространственных представлений у детей. Серия 2,3,5. Изд. Айрис-дидактика, 2007 (Библиотека психолога образования)
  23. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста: (практическое пособие). Изд. Айрис-дидактика, 2007 (Библиотека психолога образования), 112 с.
  24. Психологические особенности проблемных детей. Курс лекций (методическое пособие). Изд. Первое сентября. «Школьный психолог» №№ 17-24, сентябрь – декабрь, 2008
  25. Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей»: Лекции 1-4 (учебно-методическое пособие). Педагогический университет «Первое сентября», 2008, 60с.
  26. Материалы курса «Психологические особенности проблемных детей»: Лекции 5-8 (учебно-методическое пособие). Педагогический университет «Первое сентября», 2008, 60с.
  27. Инклюзивное образование. Выпуск. 2. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья (методическое пособие). М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 208с.
  28. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие. Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010. – 148с.
  29. Инклюзивная практика в дошкольном образовании (пособие для педагогов дошкольных учреждений). Под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. – 144с.
  30. Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики (методическое пособие). под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М.Семаго. —   М.МГППУ, 2012. – 156с. (Серия: Инклюзивное образование.)
  31. Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях (Методические рекомендации). Отв. ред. Алехиной С.В./под ред. Е.В.Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012. – 56с. (Серия: Инклюзивное образование.)
  32. Обучение детей с расстройствами аутистического спектра (Методические рекомендации). Отв. ред. Алехиной С.В./Под общ. ред. Н.Я.Семаго. — М.: МГППУ, 2012. – 80с. (Серия: Инклюзивное образование.)
  33. Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов (методическое пособие). под научн. Ред. М.М.Семаго. — М. : ТЦ «Сфера», 2012. – 128с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»)
  34. Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях (методические рекомендации). Отв. ред. Алехиной С.В. — М.: МГППУ, 2012. – 92с. (Серия: Инклюзивное образование.)
  35. Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (учебное пособие рекомендованное УМО по психолого-педагогическому образованию). Отв. ред. Алехиной С.В., Е.Н.Кутепова. — М.: МГППУ, 2013. – 324с.
  36. Схема обследования школьного психолога для представления на консилиум (статья). Ж. Школа здоровья, т3., 1996, №1. С. 109-113.
  1. Особенности коррекционной работы с семьей в процессе консультирования ребенка с отклоняющимся развитием (статья). Ж. Школа здоровья, т.3 1996, №3. С. 40-54
  1. Интегративный подход к психологической диагностике отклоняющегося развития (статья). Материалы Всероссийской конференции «Современная психологическая диагностика отклоняющегося развития», 25-27 ноября М.: 1998, С. 19-35.
  1. Технология психологического обследования ребенка старшего дошкольного возраста (статья). Ж. Психолог в детском саду 1998, №2, С. 34-45.
  1. Исследование эмоционально-личностной сферы ребенка при помощи комплекса проективных методик (статья). Ж. Школа здоровья, 1998, №3-4, С. 129-136
  1. Исследование уровня актуального развития мышления у детей (статья). Школьный психолог, 1998, (март) №15-16
  1. Тест рисуночной фрустрации Розенцвейга (статья). Школьный психолог, 1998, (май) №17
  1. Интегративная оценка эмоционально-личностной сферы у детей (статья). Школьный психолог, 1998, (декабрь) №48
  1. Методика исследования субъективной оценки межличностных отношений ребенка (СОМОР) (рецензия). Ж. Психолог в детском саду 1999, №1, С. 32-33.
  1. Тест «Рука» (статья). Школьный психолог, 1999, (февраль) №6
  1. «Контурный С.А.Т. – Н» (статья). Школьный психолог, 1999, (март) №10
  1. Психологический диагноз как основа эффективного психологического сопровождения детей с трудностями обучения и социальной дезадаптацией (статья). Психолого-педагогическое сопровождение отношений детей и взрослых в образовательной ситуации /Материалы 2-й научно-практической конференции 24 марта 1999г. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1999.
  1. Технология психологического обследования ребенка дошкольника (статья). Журнал практического психолога, 1999, №4 С. 53-73.
  1. Исследование субъективной оценки межличностных отношений ребенка (статья). Ж. Школа здоровья, 1999, №2, С. 46-52.
  1. Взгляд в глубину (статья). Школьный психолог, 1999, (март) №12.
  1. «Контурный С.А.Т. – Н» новая методика для исследования особенностей эмоционально-личностной сферы ребенка (статья). Ж. Школа здоровья, 1999, №1, С. 45-54.
  1. Задержка психического развития: основные современные показатели (статья). Школьный психолог, 1999, (август) №32
  1. Новые подходы к коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста (статья). Инновации в Российском образовании (спец. корр. образование), Минобраз.1999 С. 68-72.
  1. Интегративный подход как новая концепция психологической диагностики (статья). Инновации в Российском образовании (спец. корр. образование), Минобраз.1999, С. 23-44.
  1. Исследование личностных особенностей ребенка-«Метаморфозы» (статья). Ж. Школа Здоровья №3, 1999, С. 79-88.
  1. Оценка базовых составляющих психического развития как основа диагностической работы психолога образования (тезисы). Новые технологии в работе медико-социальных центров. Материалы 2-й московской гор. конференции. М. 1999.С. 12-14.
  1. В поисках социально-психологических нормативов (статья). Школьный психолог, 2000, (март) № 12.
  1. Пространственные представления ребенка (статья). Школьный психолог, 2000 (октябрь) №№ 34,35,37.
  1. Исследование произвольности психической активности (статья). Школьный психолог, 2000, (декабрь) № 43
  1. Диагностика базовой аффективной регуляции (статья). Школьный психолог, 2001, (февраль) № 5.
  1. Профилактика трудностей школьной адаптации: развитие произвольной регуляции психической деятельности (статья). Ж. Школа Здоровья №3 2001г. С. 10-17.
  1. Ненамеренный ущерб (статья). Ж. Школа Здоровья №3 2001г. С. 10-17.
  1. Метод в теории и практике: Наблюдение (статья). Школьный психолог, 2002, (март) № 10.
  1. Метод в теории и практике: Целенаправленность деятельности (регуляторная зрелость) (статья). Школьный психолог, 2002, (апрель) № 13.
  1. Метод в теории и практике: Двигательная сфера (статья). Школьный психолог, 2002, (апрель) № 14.
  1. Метод в теории и практике: Речевое развитие (статья). Школьный психолог, 2002, (май) № 17.
  1. О функциях, системе, инструментах и не только о них (статья). Школьный психолог, 2002, (май) № 18.
  1. Метод в теории и практике: Аффективные и эмоциональные особенности (статья). Школьный психолог, 2002, (ноябрь) № 41.
  1. Метод в теории и практике: Коммуникация (статья). Школьный психолог, 2002, (ноябрь) № 42.
  1. Развиваем речь ребенка (статья). Ж. Воспитание и обучение детей с нарушениями развития № 1, 2003 С. 52-59.
  1. Сравнительный анализ структуры познавательной деятельности детей с вариантами отклоняющегося развития (статья). Сборник статей сотрудников АПКиПРО РФ К 75-летию АКПиПРО, 2003, С. 48-58.
  1. Принципы построения системной коррекционной работы психолога с детьми с отклоняющимся развитием (статья). Сб. Из опыта социально-психолого-педагогического сопровождения детей и молодежи, Центральное ОУ департамента образования г. Москвы, 2003, С. 85-89.
  1. Перевод с русского на русский (статья). Изд. Дом «Первое сентября,», Школьный психолог ,2003) № 40.
  1. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развивающей работе с неуспевающими. детьми (статья). Изд. Дом «Первое сентября», Школьный психолог, 2003) № 40.
  1. Обучаемые структуры в задачах психологической диагностики (статья). В сб. Моделирование и анализ данных: Труды факультета ИТ МГППУ, вып. 1 — М., 2004.С. 23-34
  1. Методы, подходы оценки. Виды диагностических материалов и организации диагностического процесса (статья). Изд. Дом «Первое сентября» Школьный психолог, 2004 № 7, февраль
  1. Направление вектора. Принципы коррекционно-развивающей работы психолога образования (статья). Изд. Дом «Первое сентября» Школьный психолог, 2004 № 10, март
  1. Время не ждет! Основные направления и виды деятельности психолога образования, работающего с проблемными детьми (статья). Изд. Дом «Первое сентября» Школьный психолог, 2004 № 11, март
  1. Флейта или хлыст. Мотивация в коррекционно-развивающей работе психолога (статья). Изд. Дом «Первое сентября» Школьный психолог, 2004 № 12, март
  1. Организация первичного приема (статья). Изд. Дом «Первое сентября» Школьный психолог, 2004 № 22, июнь
  1. Новые подходы к психологической оценке детей с двигательной расторможенностью. Ж. Вопросы психического здоровья детей и подростков. №4 2004, Москва. С. 17-24.
  1. Метаморфозы. (Диагностика эмоциональной сферы ребенка) Статья. Вестник практической психологии образования, №1, декабрь, 2004, С.68-77.
  1. Набор высоты (статья). Изд. Дом «Первое сентября», Школьный психолог, октябрь 2005.
  1. Интеграция стихийная и продуманная (статья). Изд. Дом «Первое сентября», Школьный психолог, декабрь 2005.
  1. Технологии психолого-педагогического сопровождения ребенка в интегративном пространстве (статья). Сб. «Из опыта социально-психологического сопровождения детей-инвалидов» Центральное ОУ департамента образования г. Москвы, 2005, С. 13-15.
  1. Адаптация ребенка к началу школьного обучения (статья). Изд. Дом «Первое сентября», Школьный психолог, май, 2006.
  1. Метод оценки взаимодействия детей в условиях интегративной группы образовательного учреждения (статья). Вестник практической психологии образования, № декабрь, 2006
  1. Методология построения современной периодизации психического развития (статья). Материалы III-го Международного конгресса «Молодое поколение ХХ1 века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Казань, 23-26 мая 2006, Ритм 2006, С. .
  1. Таблица форм парциальной несформированности (статья). Изд. Дом «Первое сентября», Школьный психолог, декабрь № 23, 2006.
  1. Проективные методы оценки и анализа структуры взаимодействия в группе детей (статья). Ж. Вопросы психического здоровья детей и подростков. №1 2007, Москва. С. 90-96.
  1. Цветовой тест отношений как метод оценки межличностных отношений в интегративной детской группе (статья). Опыт работы интегративного детского сада. Ч. 3. М.:Теревинф, 2007.С. 122-129.
  1. Психологические технологии в решении задач обучения и интеграции детей с ОВЗ (статья). Образование и непрерывное психологическое сопровождение трудоустройства детей и молодежи с ОВЗ: Сборник материалов городской научно-практической конференции Университетского образовательного округа МГП ПУ, 2007, С.108-110
  1. Концепция психолого-педагогического сопровождения инклюзивного процесса в образовательных учреждениях в рамках проекта «СТРИЖИ» (статья). Ж. Стрижи, ЦОУО г. Москвы, № 1, 2008. С5-8.
  1. Задачи (некоторые концептуальные положения) междисциплинарного сопровождения интегративного воспитания и обучения детей (статья). Ж. Вопросы психического здоровья детей и подростков №1, 2008(8) С.91-98.
  1. Школа – это я (статья). Ж. Стрижи, ЦОУО г. Москвы, № 2, 2008, С.19-21
  1. Консилиум инклюзивного образовательного учреждения (статья). ж. Стрижи, ЦОУО г. Москвы, № 3, 2008, С. 11-13.
  1. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование (статья). Приложение к журналу Стремление к Инклюзивной Жизни, №3, 2009, С. 10-12.
  1. Деятельность консилиума образовательного учреждения и роль психолога в ее реализации (статья). Развитие региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в городе Москве: 1993-2009 годы //Отв. Ред. Т.Н. Гусева, М.: Центр «Школьная книга», 2009. С. 423-429.
  1. Ресурсный центр как связующее звено в инклюзивной образовательной вертикали (статья). Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе Сб. статей//Под общ. Ред. Н.Я.Семаго, М ЦАО, 2009, С. 22-30.
  1. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе (статья). Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе Сб. статей//Под общ. Ред. Н.Я.Семаго, М ЦАО, 2009, С. 51-56.
  1. Деятельность окружного ресурсного ППМС Центра, как ресурсного по развитию инклюзивного образования (статья). Сборник материалов городской межвузовской научно-практической конференции «Равные возможности – новые перспективы», 30 ноября 2009 года, М.: МГПУ, 2009. С. 95-101.
  1. Опыт системного развития инклюзивного образования в Центральном округе (статья). Сборник материалов городской межвузовской научно-практической конференции «Равные возможности – новые перспективы», 30 ноября 2009 года, М.: МГПУ, 2009. С. 95-101.
  1. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике (статья). Вестник МГПУ, 2010, № 4 (14), серия «Педагогика и психология», с.81-92.
  1. Инклюзия, как новая образовательная философия и практика (статья). Ж. Аутизм и другие нарушения развития, №4 (31), 2010, С. 1-9.
  1. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу (статья в журнале ВАК). Психологическая наука и образование. – 2011. — № 1. – С.51-59.
  1. Определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на ПМПК ресурсного центра по развитию инклюзивного образования (статья в журнале ВАК). Психологическая наука и образование. – 2011. — № 3. – С.50-57.
  1. Многоосевой психологический диагноз в специальной психологии (статья). Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии /Материалы третьего международного теоретико-методологического семинара. Часть1. – М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. С.171-175.
  1. Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической деятельности специалиста образования (статья в журнале ВАК). Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология.– 2013. – № 2 (24). – С.101-110.
  1. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 1: Basic Concepts (статья). Journal of Russian and East European Psychology, vol.51, no.2, March–April 2013, pp.5–50.
  1. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 2: Typologization: Historical and Contemporary Perspectives (статья). Journal of Russian and East European Psychology, vol. 51, no. 2, March–April 2013, pp. 51–79.
  1. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice.Chapter 3: A Contemporary Scientific Picture of the World and the Psychology of Development (статья). Journal of Russian and East European Psychology, vol. 51, no. 3, May-June 2013, pp. 3-33.
  1. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 5: The Three-Component Model of Analysis. A Concept of the Basic Structural Organization of the Psyche (статья). Journal of Russian and East European Psychology, vol. 51, no. 3, May-June 2013, pp. 34-78.
  1. Модель и технологии помощи детям с расстройствами аутистического спектра в рамках деятельности ППМС центра, как одной из составляющих сетевого взаимодействия (статья). «Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы /Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В.Алехиной. — М.: МГППУ, 2015. – 528с. – С.495-502.
  1. Технологии деятельности педагога-психолога как члена междисциплинарной команды ПМПК (статья). Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования» /Под ред. С.В.Алехиной; Мин-во образованитя и науки РФ, новосиб. гос. пед. ун-т.; Моск. гор. психол.-пед. ун-т. — Новосибирск, 2015. – 196с. — С. 78-87.
  1. Сборник научных статей Конгресса «Психическое здоровье ХХI век», Москва, 2016
  1. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС (статья). Научно-практический журнал. Аутизм и нарушения развития, 2017, №1 (54)
  1. Субъективная оценка поведения ученика педагогом и ее влияние на межличностные отношения в детском коллективе (тезисы). Ж. Школа здоровья, т3., 1996, №4. С. 13-14.
  1. Психологическая работа по формированию предпосылок к овладению счетными операциями и навыками у детей классов КРО. (тезисы). Ж. Школа здоровья, т3., 1996, №4. С. 15-16.
  1. Диагностическая ценность методики Выготского-Сахарова при работе с детьми дошкольного возраста (тезисы). Культурно-исторический подход: развитие гуманитарных наук и образования. Тезисы международной конференции. Москва, 21-24 октября 1996. С. 141-143.
  1. Интегративный психологический подход к проблеме коррекционно-развивающей работы и профилактики отклонений в развитии в рамках дошкольного и младшего школьного обучения (тезисы). Научно-практическая конференция Личностно-ориентирован-ная психология: профилактика, коррекция, реабилитация Свердловск 22-24 апреля 1997 г. С. 57-58.
  1. Интегративный психологический подход в работе с детьми с отклоняющимся развитием (тезисы). 2-я всероссийская конференция. Практическая психология в школе. Цели и средства 10-12 октября 1997. С-Петербург, ИМАТОН, 1997.С. 66-67.
  1. Оценка базовых составляющих психического развития как основа диагностической работы психолога образования (тезисы). 2-я всероссийская конференция. Практическая психология в школе. Цели и средства 10-12 октября 1997. С-Петербург, ИМАТОН, 1997.С. 66-67.
  1. Понятие «ЗПР» и его современная трактовка (тезисы). Материалы II-го Международный конгресс «Молодое поколение ХХ1 века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Минск, 3-6 ноября 2003, Ритм 2003, С. 173-174
  1. Использование теоретических походов научной школы К.С. Лебединской в анализе механизмов поведенческой дизадаптации детей с двигательной расторможенностью. В сб. Материалы к научно-практической конференции памяти К.С. Лебединской, Москва НИИКП, декабрь 2005, С. 12-14.
  1. К вопросу о психологических технологиях. Материалы III-го Международного конгресса «Молодое поколение ХХ1 века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья», Казань, 23-26 мая 2006, Ритм 2006, С. 96-97.
  1. Задачи психологического сопровождения интегративных процессов в образовании. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Психолого-педагогическое обеспечение инновационных процессов в     образования», Новосибирск, 12-14 ноября, 2007.
  1. Вопросы оценки и аттестации знаний детей в новых образовательных системах (Тезисы). Сб. материалов межд. научно-практической конференции «Образование и психолого-педагогическая поддержка детям с ОВЗ в 21 веке». М.,2007,С132-136.
  1. Нарушения психического тонуса у детей дошкольного возраста как предиктор психосоматического типа дизонтогенеза (тезисы). Материалы 1 Межрегиональной научно-практической конф. «Психосоматические и пограничные нервно-психические расстройства в детском и подростковом возрасте (Новосибирск, 4-6 марта 2008г), Новосибирск, 2008, С50-51.
  1. Операциональные характеристики деятельности, как один из факторов адаптации ребенка в образовании (тезисы). Материалы Х11 Всероссийской научно-практической конференции «Образование в России: психологические, педагогические, медицинские, экологические аспекты». Т.1, 2008. С.229-231.
  1. Модульная система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование(тезисы). Материалы международной конференции 19-20 июня 2008 г. «Инклюзивное образование: проблемы совершенствования образовательной политики и системы», Санкт-Петербург, 2008, С.59-61.
  1. К вопросу о возможности инклюзивной формы образования для отдельных категорий детей с ОВЗ. Сборник тезисов участников Второй Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития «Другое детство». – М,: МГППУ, 2009. С. 227-229.
  1. Об условиях реализации инклюзивного образовании (тезисы). Инклюзивное образование: практика, исследования, методология. /сборник материалов II международной научно-практической конференции/Отв. ред. С.В.Алехина — М.: ООО «Буки Веди», 2013. – 712с. — С. 340-345
  1. Специальные образовательные условия для детей с РАС на разных уровнях образования (тезисы). Аутизм: выбор маршрута /Материалы Международной научно-практической конференции,М.: МГППУ, 2014 С. 51-52.