Наши издания
Методические рекомендации
- Организация тьюторского сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях: методические рекомендации / авт. колл.: Е.В. Самсонова, И.В. Карпенкова, И.В. Вагнер; под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2023. 51 с.
- Рекомендации по вопросу осуществления присмотра и ухода за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами в группах продленного дня. М.: МГППУ, 2023. 78 с. URL: https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2023/05/30.05.2023-Rekomendatsii-ENK-EVS.pdf
- Самообследование инклюзивной образовательной среды образовательной организацией: методические рекомендации / авт. колл.: С.В. Алехина, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов; под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2022. 59 с.
- Создание инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях: методические рекомендации для руководящих и педагогических работников общеобразовательных организаций / под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2022. 151 с.
- Создание инклюзивной среды в образовательных организациях среднего профессионального образования: методические рекомендации / под редакцией Е.Н. Кутеповой, Е.В. Самсоновой. М. : МГППУ, 2022. 82 с.
- Модель и технология универсального дизайна обучения в условиях разнообразия образовательных потребностей обучающихся в начальной школе: методические рекомендации для учителей, специалистов психолого-педагогического сопровождения и методистов образовательных организаций / авт. колл.; гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2020. 176 с. URL: http://psychlib.ru/inc/absid.php?absid=399448
- Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. М.: МГППУ, 2020. 192 с. URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645
- Специальные образовательные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью при проведении олимпиад: методические рекомендации / авт.-сост. Е.В. Самсонова, А.С. Екушевская. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. 56 с. (20 лет вместе с детством (1997‒2017)). URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371358. – На обложке Екушевская А.С. и Самсонова Е.В. представлены как авторы издания и в указанном порядке. Экземпляр № 6326/14 находится в открытом доступе на Сретенке.
- Методические рекомендации по включению слабовидящих детей в образовательный процесс школы / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2015. 105 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические рекомендации для руководителей образовательных организаций / С.В. Алехина [и др.]. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. 147 с. (Серия «Инклюзивное образование детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях»).
- Организация образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья в детском саду: сборник методических рекомендаций / отв. ред. С.В. Алехина; под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2014. 203 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Технологии включения детей с нарушением слуха в образовательный процесс класса / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, М.В. Ганькина. М.: МГППУ, 2013. 48 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Включение детей с ограниченными возможностями здоровья в программы дополнительного образования: методические рекомендации / под ред. А.Ю. Шеманова. М., 2012. 213 с., илл. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Обучение детей с расстройствами аутистического спектра: методические рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина; под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 80 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 92 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе: методические рекомендации / под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2012. 84 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Создание специальных условий для детей с нарушениями зрения в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / М.М. Семаго [и др.]; под ред. Е.В. Самсоновой, отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012 (Серия «Инклюзивное образование»).
- Создание специальных условий для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 64 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 56 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: методические рекомендации / под ред. Е.В. Самсоновой; отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012. 56 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Методические рекомендации по организации инклюзивного образовательного процесса в детском саду / авт.-сост.: М.М. Прочухаева, Е.В. Самсонова. Вып. 4. М.: Школьная книга, 2010. 240 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
Справочно-информационные материалы
- Диалог. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования // Е.В. Самсонова [и др.]; под ред. О.Л. Соболевой. М.: Дрофа, 2013. 864 с.
- Российские и зарубежные исследования в области инклюзивного образования / под ред. Е.В. Самсоновой, В.Л. Рыскиной. Вып. 10. М.: Форум, 2012. 208 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
- Служба ранней помощи: справочно-методические материалы по организации служб ранней помощи / авт.-сост.: Е.В. Самсонова, В.Н. Ярыгин; отв. ред. М.М. Цапенко. М.: МГППУ, 2011. 220 с.
Учебные пособия
- Оценка инклюзивной образовательной среды в образовательной организации: учебное пособие / С.В. Алёхина, Ю.А. Быстрова. М. : ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 112 с.
- Самсонова Е.В., Карпенкова И.В. Профессиональная подготовка тьюторов для инклюзивного образования: учебное пособие / Е.В. Самсонова, И.В. Карпенкова; под ред. Е.В. Самсоновой. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2024. 186 с.
- Алёхина С.В., Шеманов А.Ю. Философские и методологические основы инклюзивного образования: учебно-методическое пособие / С.В. Алехина, А.Ю. Шеманов. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 207 с.
- Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы: учебно-методическое пособие / Н.Я. Семаго. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. 38 с.
- Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2013. 324 с.
Методические пособия
- Доказательная оценка инклюзивных практик: методическое руководство для экспертов / С.В. Алехина, Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, Е.К. Андреева. М.: АНО «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов», 2024. 94 с.
- Оценка инклюзивного процесса образовательной организации: методическое пособие. / под ред. С.В. Алехиной, Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2022. 77 с.
- Технологии психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающие преемственность организации образовательного процесса в условиях реализации современных ФГОС общего образования: методическое пособие для педагогических работников образовательных организаций общего образования / автор Д.В. Лубовский, И.Б. Умняшова, А.Ю. Шеманов, Н.Я. Семаго, Е.В. Самсонова. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2017. 160 с. (20 лет вместе с детством (1997‒2017)). URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371368 . Экземпляр № 6327/7 находится в открытом доступе на Сретенке.
- Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие / И.В. Карпенкова, Е.В. Самсонова, С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова; под ред. Е.В. Самсоновой. М.: МГППУ, 2017. 173 с. (20 лет вместе с детством (1997‒2017)). URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=371369. Экземпляр № 6328/3 находится в открытом доступе на Сретенке.
- Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия инклюзивной школы: учебно-методическое пособие / Н.Я. Семаго. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2014. 38 с.
- Инклюзивный детский сад: деятельность специалистов: методическое пособие / под науч. ред. М.М. Семаго. М.: ТЦ «Сфера», 2012. 128 с. (Библиотека журнала «Управление ДОУ»).
- Создание и апробация модели психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики: методическое пособие / под общ. ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго. М.: МГППУ, 2012. 156 с. (Серия «Инклюзивное образование») [Электронный ресурс].
- Инклюзивная практика в дошкольном образовании: пособие для педагогов дошкольных учреждений / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: Мозаика-синтез, 2011. 200 с.
- Комплексное введение ФГОС НОО: методическое пособие / авт.-сост.: О.Н. Нагаева, Т.Ю. Сунько; Гос. образ. учрежд. доп. проф. образ. «Ряз. обл. ин-т развития образования». Рязань, 2011. 87 с.
- Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования. Что важно знать родителям, воспитателям и учителям при обучении и воспитании детей с нарушением слуха: методическое пособие / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова; отв. ред. С.А. Войтас. М.: МГППУ, 2011. 278 с.
- Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении: методическое пособие / под ред. Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутеповой. М.: РУДН, 2010. 148 с.
- Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья: методическое пособие. Вып. 2 / Н.Я. Семаго. М.: Центр «Школьная книга», 2010. 208 с. (Серия «Инклюзивное образование»).
Монографии
- Целевые ориентиры государственной национальной политики: возобновление человеческого ресурса и национальные культуры (проблема Другого): коллективная монография / Е.С. Бакшеев [и др.]; под ред. О.К. Румянцева и А.Ю. Шеманова. Санкт-Петербург: Изд-во «Алетейя», 2018. 360 с.
- Человек и его иное: к истории субъективности: монография / О.К. Румянцев, В.Ю. Файбышенко, А.Ю. Шеманов. СПб.: Алетейя, 2017. 384 с.
- Организация деятельности системы ПМПК в условиях развития инклюзивного образования: коллективная монография / под общ. ред. М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. М.: АРКТИ, 2016. 368 с.
- Теория и практика углубленной психологической диагностики. От раннего до подросткового возраста: монография / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. М.: АРКТИ, 2016. 560 с.
- Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография / отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, ООО «Буки Веди», 2013. 334 с.
- Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст: монография / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго. СПб.: Речь, 2005. 384 с. (Серия «Мэтры мировой психологии»).
Сборники статей
- Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации: материалы VII Международной научно-практической конференции (Москва, 25‒27 октября 2023 г.) / гл. ред.: Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова. М.: МГППУ, 2023. 320 с.
- Инклюзивная образовательная среда: материалы I Всероссийской научно-практической онлайн-конференции (Москва, 25 ноября 2022 г.) / гл. ред. С.В. Алехина; ред. совет: Е.Н. Кутепова, Е.В. Самсонова. М.: МГППУ, 2022. 232 с.
- Инклюзивное образование и общество: стратегии, практики, ресурсы: материалы VI Международной научно-практической конференции (Москва, 20‒21 октября 2021 г.) / гл. ред. С.В. Алёхина; ред. совет: Е.Н. Кутепова, Е.В. Самсонова. М.: МГППУ, 2021. 553 с.
- Инклюзивное образование: непрерывность и преемственность: материалы V Международной научно-практической конференции (Москва, 23‒25 октября 2019 г.) / гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2019. 488 с.
- Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции (Москва, 21‒23 июня 2017 г.) / гл. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2017. 535 с.
- Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции (Москва, 24–26 июня 2015 г.) / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. 528 с
- Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сб. науч. ст. / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2014. 156 с.
- Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. материалов II Международной научно-практической конференции (Москва, 26–28 июня 2013 г.) / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. 712 с.
- Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации: сб. статей по материалам II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием (Москва, 1–2 октября 2013 г., Московский городской психолого-педагогический университет, Институт философии РАН, РОО СТР «Круг») (с приложением реестра «особых театров») / отв. ред. А.Ю. Шеманов. М.: ООО «Принтберри», 2013. 360 с.
- Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: материалы международной научно-практической конференции (Москва, 20–22 июня 2011 г.) / редкол.: С.В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. 244 с.
Статьи
- Алехина С.В. Профессиональная позиция педагога-психолога в проектировании инклюзивной образовательной среды / С.В. Алехина // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21. № 1. C. 162–171. DOI: 17759/bppe.2024210113
- Самсонова Е.В. Пилотное исследование самооценки педагогами-психологами условий и дефицитов своей профессиональной деятельности в инклюзивной школе / Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов, С.В. Алехина, Ю.А. Быстрова // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16 (в печати).
- Алехина С.В. Использование в конкурсных процедурах критериев оценки инклюзивных практик на основе доказательного подхода / С.В. Алехина, Ю.А. Быстрова, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 3. С. 33–46. DOI: 10.17759/pse.2023280303
- Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Оценка родителями инклюзивной образовательной среды школы и своего участия в ее создании / С.В. Алехина, А.Ю. Шеманов // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 213–233. DOI: 10.17759/cpse.2023120310
- Быстрова Ю.А. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение / Ю.А. Быстрова, А.Н. Бражникова, И.В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 52–60. DOI: 10.17759/autdd.2023210406
- Самсонова Е.В. Актуальное состояние инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования: пилотное исследование / Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, В.В. Мануйлова // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 2. С. 192–214. DOI: 10.17759/cpse.2023120209
- Самсонова Е.В. Исследование субъективной оценки готовности и способности студентов и работающих тьюторов к тьюторскому сопровождению в условиях инклюзивного образования / Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, А.Ю Шеманов., Л.М. Прокопьева // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. № 4. С. 43–61. DOI: 10.17759/psyedu.2023150403
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А. Исследование возможностей ресурсной сети для развития инклюзивной образовательной среды / Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20. № 2. С. 47–62. DOI: 10.17759/bppe.2023200204
- Алехина С.В. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации / С.В. Алехина, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 5. С. 69–84. DOI: 10.17759/pse.2022270506
- Быстрова Ю.А. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика программ профессиональной подготовки / Ю.А. Быстрова, А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова, Е.Н. Кутепова // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 2. С. 84–99. DOI: 10.17759/psyedu.2022140206
- Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Ю.А. Быстрова // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. С. 102–114. DOI: 10.17759/pse.2022270608
- Карпенкова И.В. Анализ программ профессиональной подготовки тьюторов для инклюзивного образования / И.В. Карпенкова // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 3. С. 78–96. DOI: 10.17759/psyedu.2022140305
- Самсонова Е.В. Специфика инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования / Е.В. Самсонова, Е.Н. Кутепова, М.Н. Алексеева // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12. № 4. С. 714–722.
- Шеманов А.Ю. Подход к оценке особенностей профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования: пилотное исследование / А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, Е.Н. Кутепова // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 233–263. DOI: 10.17759/cpse.2022110410
- Юдина Т.А., Алехина С.В. К проблеме доказательной психологической оценки социальной компетентности школьников в инклюзивном образовании / Т.А. Юдина, С.В. Алехина // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 41–50. DOI: 10.17759/jmfp.2022110404
- Алехина С.В. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование / С.В. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. С. 121–132. DOI: 10.17759/psyedu.2019110410
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса / А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 38–46. DOI: 10.17759/pse.2019240604
- Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Инклюзивная культура как ценностная основа изменений высшего образования / С.В. Алехина, А.Ю. Шеманов // Развитие инклюзии в высшем образовании: сетевой подход: сборник статей / под ред. В.В. Рубцова. М.: МГППУ, 2018. С. 5–13. (Библиотека журнала «Психологическая наука и образование»).
- Самсонова Е.В. Роль тьютора в создании включающей образовательной среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Е.В. Самсонова // Сборник материалов XI Межд. науч.-практ. конф. (XXIII Всеросс. науч.-практ. конф.) (Москва, 30–31 октября 2018 г.). Москва: Ресурс, 2018. С. 164–171.
- Самсонова Е.В. Формирование инклюзивной компетентности педагогов / Е.В. Самсонова // Сборник материалов международной научно-практической конференции «Образование лиц с особенностями психофизического развития: традиции и инновации» (Белоруссия, Минск, 25–26 октября 2018 г.). Минск: Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», 2018. 457 с.
- Семаго М.М. Научно-методические основы взаимодействия специалистов инклюзивного образования / М.Н. Семаго // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля: мат-лы VI Межд. науч.-практ. конф. (Казань, 1–2 марта 2018 г.). Казань: Познание, 2018. С. 21–24.
- Семаго Н.Я. Критериальный анализ состояния ребенка как основа эффективности междисциплинарного взаимодействия специалистов психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной практике / Н.Я. Семаго // Преемственная система инклюзивного образования: взаимодействие специалистов разного профиля: мат-лы VI Межд. науч.-практ. конф. (Казань, 1–2 марта 2018 г.). Казань: Познание, 2018. С. 21–24.
- Семаго Н.Я. Методология определения коррекционной помощи для детей с различными вариантами РАС / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Л.Г. Бородина // Комплексное сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра: мат-лы III Всерос. науч.-практ. конф. (Москва, 28–30 ноября 2018 г.). М.: ФРЦ ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. С. 82–88.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Дифференциально-диагностические критерии выделения детей групп риска в раннем возрасте / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. 2018. № 3. С. 303–310.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Психологическая систематика аутистических расстройств и специфические направления помощи / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Психическое здоровье и образование: сборник научных статей по материалам II Конгресса «Психическое здоровье человека XXI века» (Москва, 5–7 октября 2018 г.). М.: Издательский дом «Городец», 2018. С. 364–367.
- Сунько Т.Ю. Условия формирования коммуникативных компетенций у обучающихся с особыми образовательными потребностями / Т.Ю. Сунько // Специфические языковые расстройства у детей : вопросы диагностики и коррекционно-развивающего воздействия = Specific language impairment in children: assessment & intervention outcomes: методический сборник по мат-лам Межд. симпозиума (23–26 августа 2018 г.) / Министерство просвещения Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет, Комитет детского языка Международной ассоциации логопедов и фониатров (International association of logopedics and phoniatrics (IALP) ; под общ. ред. А.А. Алмазовой [и др.]. Москва : Логомаг, 2018. С. 275–277.
- Сунько Т.Ю., Каткова С.Н. К вопросу о проблемах трудоустройства людей с инвалидностью / Т.Ю. Сунько, С.Н. Каткова // Аутизм и нарушения развития. 2018. № 4 (57). С. 47–51.
- Шеманов А.Ю. Субъектность человека как герменевтическая проблема / А.Ю. Шеманов // Метод Л.С. Выготского в современных социальных практиках: мат-лы XIX Межд. чт. пам. Л.С. Выготского. (Москва, 13–17 ноября 2018 г.) / под ред. Г.Г. Кравцова: в 2 ч. Ч. 1. М.: Левъ, 2018. С. 298–303.
- Алехина С.В. Инклюзивное образование: иллюзия или реальность? / С.В. Алехина // Сибирский вестник специального образования. 2017. № 1 (19). С. 4–7.
- Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС / Н.Я. Семаго, Е.А. Соломахина // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 1 (54). С. 4–14.
- Алехина С.В. К вопросу психологической готовности учителя к включающему образованию / С.В. Алехина // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. мат-лов межд. науч.-практ. конф. (Орехово-Зуево, 9–10 июня 2016 г.). Орехово-Зуево: Гос. гум.-техн. ун-т, 2016. С. 16–20.
- Алехина С.В. Профессиональная подготовка педагога к реализации инклюзивного образовательного процесса / С.В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 1 (7). С. 12–16.
- Алехина С.В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4 (53). С. 10–13.
- Самсонова Е.В. Вопросы сохранения психического здоровья детей в условиях инклюзивного образования / Е.В. Самсонова // Психическое здоровье человека ХХI века: cб. науч. ст. по мат-лам конгресса (7–8 октября 2016 г.). М.: ИД «Городец», 2016. С. 80–82.
- Семаго Н.Я. Дефицит психического тонуса как механизм одного из вариантов гиперактивного поведения / Н.Я. Семаго // Психическое здоровье человека ХХI века: cб. науч. ст. по мат-лам конгресса (7–8 октября 2016 г.). М.: ИД «Городец», 2016. С. 276–278.
- Шеманов А.Ю. Герменевтика нарративной идентичности лиц с нарушениями интеллекта: границы и возможности / А.Ю. Шеманов // Культурно-историческая психология: от научной революции к преобразованию социальных практик: мат-лы XVII Межд. чт. пам. Л.С. Выготского (Москва, 14–19 ноября 2016 г.) / под ред. Г.Г. Кравцова: в 2 ч. Ч. 2. М.: Левъ, 2016. С. 373–379.
- Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии / А.Ю. Шеманов // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 66–74.
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Основные направления современных зарубежных исследований по проблемам инклюзии лиц с интеллектуальными нарушениями / Т.А. Юдина, С.В. Алехина // Инклюзивное образование: теория и практика: сб. мат-лов межд. науч.-практ. конф. (Орехово-Зуево, 9–10 июня 2016 г.). Орехово-Зуево: Гос. гум.-техн. ун-т, 2016. С. 334–340.
- Алехина С.В. Золотое сечение: психологическая канва инклюзии // Инклюзивное образование: сб. ст. / С.В. Алехина; сост. М.Р. Битянова. М.: Кл. рук-во и воспит. шк., 2015. С. 11–17.
- Алехина С.В. Инклюзивный потенциал дополнительного образования / С.В. Алехина // Социально-педагогическое сопровождение инклюзивного образования: сб. тр. по результ. межд. науч.-практ. конф. / Министерство образования Московской области, ГГОУ ВО Московской области «Московский государственный областной гуманитарный институт». Орехово-Зуево: Моск. гос. обл. гум. ин-т, 2015. С. 35.
- Алехина С.В. К вопросу о взаимодействии с родителями в деятельности ПМПК / С.В. Алехина // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2015. С. 56–61.
- Алехина С.В. Проект по созданию комплексной помощи детям с РАС в России / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 2 (47). С. 3–7.
- Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 70–78.
- Алехина С.В. Современные тенденции развития инклюзивного образования в России / С.В. Алехина // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2015. № 3 (5). С. 10–15.
- Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода / С.В. Алехина // Образовательная политика. 2015. № 3 (69). С. 88–89.
- Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы / Т.В. Волосовец, Е.Н. Кутепова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат-лов III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 151–152 (См.: Сборники статей).
- Гращенкова Е.Л. Неограниченная свобода выбора для детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-образовательном проекте «Книга года: выбирают дети» (Russian Сhildren’s Choices) / Е.Л. Гращенкова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат-лов III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 479–482 (См.: Сборники статей).
- Кутепова Е.Н. Опыт создания адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ на территории Российской Федерации / Е.Н. Кутепова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат-лов III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 363–366 (См.: Сборники статей).
- Самсонова Е. Педагогические технологии инклюзивного образования / Е. Самсонова, Т. Дмитриева, Т. Хотылева // Инклюзивное образование: сб. ст. / сост. М.Р. Битянова. М.: Классное руководство и воспитание школьников, 2015. 224 с.
- Самсонова Е.В. Основные педагогические технологии инклюзивного образования / Е.В. Самсонова // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат-лов III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 84–96 (См.: Сборники статей).
- Семаго Н.Я. Методология деятельности ПМПК / Н.Я. Семаго // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2015. С. 48–55.
- Семаго Н.Я. Технологии деятельности педагога-психолога как члена междисциплинарной команды ПМПК / Н.Я. Семаго // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования: мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. Новосибирск: Новосиб. гос. пед. ун-т, 2015. С. 87–95.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Модель и технологии помощи детям с расстройствами аутистического спектра в рамках деятельности ППМС-центра как одной из составляющих сетевого взаимодействия / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат-лов III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 495–502 (См.: Сборники статей).
- Шеманов А.Ю. Антропологические основания подходов к созданию технологий инклюзивного образования / А.Ю. Шеманов // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сб. мат-лов III Межд. науч.-практ. конф. / под ред. С.В. Алехиной. М.: МГППУ, 2015. С. 123–127 (См.: Сборники статей).
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Исследования по проблемам социальной и образовательной инклюзии лиц с интеллектуальными нарушениями / Т.А. Юдина, С.В. Алехина // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 40–46.
- Shemanov A.Yu. Theatre as a sphere of creating possibility of authentic development of human bodily entity / A.Yu. Shemano // Negotiating Space for (Dis)Ability in Drama, Theatre, Film, and Media. Book of Abstracts. Abtracts of the Conference. 25–27 September 2015. University of Lodz (Lodz, Poland). Р. 22–23.
- Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 3 (44). С. 4–7.
- Алехина С.В. Психолого-педагогическое сопровождение как условие эффективности инклюзивного образовательного процесса / С.В. Алехина // Учиться и жить вместе: современные стратегии образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: мат-лы межд. науч.-практ. конф. ЮНЕСКО / под ред. проф. Н.М. Прусс; д-ра пед. наук, проф. Ф.Г Мухаметзяновой (Казань, 15–17 мая 2014 г.). Казань: Ун-т упр. «Тисби», 2014. С. 16–22.
- Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, И.В. Вачков // Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сб. науч. ст. / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2014. С. 5–14.
- Алехина С.В., Силантьева Т.А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании / С.В. Алехина, Т.А. Силантьева // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 5–15.
- Самсонова Е.В. Инклюзивное образование: технологии формирования у детей навыков социального взаимодействия / Е.В. Самсонова, В.Л. Рыскина // Социальная педагогика. 2014. № 1. С. 57–67.
- Самсонова Е.В. Особенности психолого-педагогического сопровождения инклюзивной практики в образовательном комплексе / Е.В. Самсонова // Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сб. науч. ст. / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2014. С. 75–81.
- Самсонова Е.В. Подготовка кадров для инклюзивного образования / Е.В. Самсонова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2014. № 1. С. 45–47.
- Самсонова Е.В. Создание в ДОУ условий для инклюзивного образования / Е.В. Самсонова // Справочник руководителя дошкольного учреждения. 2014. № 1. С. 59–62.
- Самсонова Е.В. Чтобы школа стала общедоступной / Е.В. Самсонова // Здоровье детей. 2014. № 9. С. 46–49.
- Семаго Н.Я. Специальные образовательные условия для детей с РАС на разных уровнях образования / Н.Я. Семаго // Аутизм: выбор маршрута: мат-лы межд. науч.-практ. конф. М.: МГППУ, 2014. С. 51–52.
- Сунько Т.Ю. Разработка коррекционной части основной образовательной программы образовательной организации / Т.Ю. Сунько // Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: метод. мат-лы для рук. образ. организ. / авт. колл.: С.В. Алехина [и др.]. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. С. 17–25.
- Сунько Т.Ю. Сетевое взаимодействие образовательной организации с учреждениями социальной защиты населения, здравоохранения, местным сообществом, психолого-педагогическими, медико-социальными центрами, образовательными организациями, реализующими адаптированную основную образовательную программу / Т.Ю. Сунько // Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство: метод. мат-лы для рук. образ. организ. / авт. колл.: С.В. Алехина [и др.]. М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2014. С. 127–135.
- Сунько Т.Ю. Создание специальных условий реализации основных образовательных программ в инклюзивном пространстве / Т.Ю. Сунько // Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сб. науч. ст. / отв. ред. С.В. Алехина, Е.Н. Кутепова. М.: МГППУ, 2014. С. 56–59.
- Шеманов А.Ю. Воплощенность личности и ресурсы инклюзии: от психологической к социокультурной перспективе / А.Ю. Шеманов // Обсерватория культуры. 2014. № 5. С. 15–22.
- Шеманов А.Ю. Значение имплицитной антропологической концепции в исследованиях качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья / А.Ю. Шеманов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. № 2 (14). С. 40–47.
- Алехина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования / С.В. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 1 (44). С. 26–32.
- Алехина С.В. Принципы инклюзии в практике образования / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1 (40). С. 1–6.
- Алехина С.В. Развитие инклюзивного образования в свете нового закона об образовании в Российской Федерации / С.В. Алехина // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 1 (4). С. 073–078.
- Алехина С.В., Гращенкова Е.Л. Специальные образовательные условия в профессиональном образовании (по материалам мониторинга учреждений среднего профессионального образования) / С.В. Алехина, Е.Л. Гращенкова // Научные исследования в образовании. 2013. № 10. С. 14–21.
- Кутепова Е.Н. Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение как ресурс развития инклюзивного образования / Е.Н. Кутепова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: сб. мат-лов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. С. 43–47 (См.: Сборники статей).
- Кутепова Е.Н., Черненкова Ж.Н. Готовность педагога к деятельности в условиях инклюзивной практики / Е.Н. Кутепова, Ж.Н. Черненкова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: сб. мат-лов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. С. 588–592 (См.: Сборники статей).
- Самсонова Е.В. Оценка профессиональных компетенций воспитателей детских садов, реализующих инклюзивную практику / Е.В. Самсонова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. мат-лов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. 712 с. (См.: Сборники статей).
- Самсонова Е.В. Развитие инклюзивного образования в городе Москве на современном этапе / Е.В. Самсонова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. мат-лов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. 712 с. (См.: Сборники статей).
- Семаго Н.Я. Об условиях реализации инклюзивного образования / Н.Я. Семаго // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: сб. мат-лов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. С. 340–345 (См.: Сборники статей).
- Сунько Т.Ю. Роль технологий психолого-педагогического сопровождения в развитии инклюзивного образования / Т.Ю. Сунько // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. мат-лов II Межд. науч.-практ. конф. М.: ООО «Буки Веди», 2013. С. 605–608 (См.: Сборники статей).
- Фальковская Л.П., Лихошерстова Н.А. О роли центров психолого-медико-социального сопровождения и психолого-медико-педагогических комиссий в инклюзивном образовании / Л.П. Фальковская, Н.А. Лихошерстова // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. мат-лов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. С. 95–99 (См.: Сборники статей).
- Шеманов А.Ю. Инклюзия в контексте современных дискуссий: философские и культурологические проблемы / А.Ю. Шеманов // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: колл. моногр. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. С. 25–38.
- Шеманов А.Ю. Методологическое значение выбора антропологической концепции и интерпретации культуры для выстраивания подхода к проблеме качества жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья / А.Ю. Шеманов // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: сб. науч. ст. / под ред. А.М. Щербаковой. М.: МГППУ, 2013. С. 5–20.
- Шеманов А.Ю. Парадигмы и модели творческой деятельности: инклюзия vs. интеграция / А.Ю. Шеманов // Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации: сб. ст. по мат-лам II Всерос. науч.-практ. конф. с межд. уч. (Москва, 1–2 октября 2013 г.) / отв. ред. А.Ю. Шеманов. М.: ООО «Принтберри», 2013. С. 7–18.
- Шеманов А.Ю. Становление человека как воплощение субъективности в репрезентациях иного / А.Ю. Шеманов // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 3 (12). С. 7–13.
- Шеманов А.Ю. Творческая деятельность и инклюзия / А.Ю. Шеманов, И.М. Востров, В.А. Егорова // Современная зарубежная психология. Т. № 3. С. 5–18. С. 5–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n3/63493
- Шеманов А.Ю. Творческая деятельность как фактор формирования социокультурного фундамента инклюзии / А.Ю. Шеманов // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: сб. мат-лов II Межд. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Алехина. М.: ООО «Буки Веди», 2013. С. 531–536 (См.: Сборники статей).
- Semago N.Ia., Semago М.М. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 1: Basic Concept / N.Ia. Semago, М.М. Semago // Journal of Russian and East European Psychology. March – April 2013. Vol. 51. № 2. Р. 5–50.
- Semago N.Ia., Semago М.М. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 2: Typologization: Historical and Contemporary Perspectives / N.Ia. Semago, М.М. Semago // Journal of Russian and East European Psychology. March – April 2013. Vol. 51. № 2. Р. 51–79.
- Semago N.Ia., Semago М.М. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 3: A Contemporary Scientific Picture of the World and the Psychology of Development / N.Ia. Semago, М.М. Semago // Journal of Russian and East European Psychology. May – June 2013. Vol. 51. № 3. Р. 3–33.
- Semago N.Ia., Semago М.М. The Typology of Deviant Development: A Model for Analysis and Its Use in Practice. Chapter 5: The Three-Component Model of Analysis. A Concept of the Basic Structural Organization of the Psyche / N.Ia. Semago, М.М. Semago // Journal of Russian and East European Psychology. May – June 2013. Vol. 51. № 3. Р. 34–78.
- Алехина С.В. Актуальный запрос на инклюзивное образование: результаты мониторинга / С.В. Алехина // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: сб. науч.-практ. ст. уч. IV Межд. теорет.-методол. сем., проход. на фак. спец. пед. ГБОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»: в 2 т. (Москва, 4 апреля 2012 г.). М.: Логомаг, 2012. С. 70–74.
- Шеманов А.Ю. Другой как «неспособный»: социальный конструктивизм vs. медикализация / А.Ю. Шеманов // Культурологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 1–12. URL: http://cr-journal.ru/files/file/04_2012_14_46_10_1334313970.pdf
- Шеманов А.Ю. Парадоксы инклюзии и культурный смысл модернизации / А.Ю. Шеманов // Модернизация России: информационный, экономический, политический, социокультурный аспекты / отв. ред. А.В. Костина: сб. науч. ст. М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2012. С. 98–105.
- Шеманов А.Ю. Социальный поворот искусства и проблемы инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья / А.Ю. Шеманов, И.М. Востров, В.А. Егорова, А.В. Шехорина // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. С. 30–42.
- Кутепова Е.Н. К вопросу подготовки специалистов для реализации инклюзивной практики в системе образования / Е.Н. Кутепова // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: мат-лы межд. науч.-практ. конф. / редкол.: С.В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. С. 218–220 (См.: Сборники статей).
- Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики / Е.Н. Кутепова // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 103–112.
- Семаго Н.Я. Многоосевой психологический диагноз в специальной психологии / Н.Я. Семаго // Специальная педагогика и специальная психология: современные проблемы теории, истории, методологии: мат-лы III Межд. теорет.-методол. сем. (4 апреля 2011 г.): в 2 ч. Ч. 1 / Департамент образования г. Москвы, МГПУ, Науч.-исслед. ин-т стол. образования, фак. спец. педагогики; ред. колл.: Н.М. Назарова, О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, А.А. Гусейнова, Н.Ю. Григоренко, Е.В. Колтакова. М.: ГОУ ВПО МГПУ, 2011. С. 171–175.
- Фальковская Л.П. Диалог взрослых: родители и специалисты в сопровождении ребенка с ОВЗ / Л.П. Фальковская // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: мат-лы межд. науч.-практ. конф. / редкол.: С.В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. С. 110–111 (См.: Сборники статей).
- Шеманов А.Ю. Понятие доступности социокультурной среды и его значение для методологии реабилитации / А.Ю. Шеманов // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии: мат-лы межд. науч.-практ. конф. (Москва, 20–22 июня 2011 г.) / редкол.: С.В. Алехина [и др.]. М.: МГППУ, 2011. С. 50–53.
- Шеманов А.Ю. Проблема субъекта и концепции социокультурной реабилитации / А.Ю. Шеманов // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья: колл. моногр. М., 2011. С. 62–67.
- Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. Научная конференция с международным участием «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации» (Москва, 12–13 мая 2010 г.) / Н.Т. Попова, А.Ю. Шеманов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 4. С. 183–187.
- Самсонова Е.В. Условия организации инклюзивной практики в дошкольном образовательном учреждении / Е.В. Самсонова // Синдром Дауна XXI век. 2010. № 1. С. 36–37.
- Семаго Н.Я. Деятельность окружного ресурсного ППМС-центра как ресурсного по развитию инклюзивного образования / Н.Я. Семаго // Равные возможности – новые перспективы: сб. мат-лов город. межвуз. науч.-практ. конф. (30 ноября 2009 г.) / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО МГПУ, фак. спец. педагогики; ред. колл.: О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Г.В. Парамонова, Е.В. Колтакова. М.: МГПУ, 2010. С. 95–101.
- Семаго Н.Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика / Н.Я. Семаго // Аутизм и другие нарушения развития. 2010. № 4 (31). С. 1–9.
- Семаго Н.Я. Опыт системного развития инклюзивного образования в Центральном округе / Н.Я. Семаго // Инклюзивное образование. Вып. 1 / под ред. С.В. Алехиной, М.М. Семаго, А.К. Фадиной. М.: Центр «Школьная книга», 2010. С. 18–25.
- Шеманов А.Ю. Особенности культурологического подхода к реабилитации людей с ограниченными возможностями здоровья / А.Ю. Шеманов // Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации: сб. ст. по мат-лам науч.-практ. конф. с межд. уч. (Москва, Институт философии РАН, Московский городской психолого-педагогический университет, 12–13 мая 2010 г.). / отв. ред. Н.Т. Попова. М., 2010. С. 159–172.
- Шеманов А.Ю. Проблемы инклюзии в культурологической перспективе / А.Ю. Шеманов // Равные возможности – новые перспективы: мат-лы город. межвуз. науч.-практ. конф. (30 ноября 2009 г.) / Департамент образования г. Москвы, ГОУ ВПО МГПУ, фак. спец. педагогики; ред. кол.: О.Г. Приходько, Е.В. Ушакова, Г.В. Парамонова, Е.В. Колтакова. М.: МГПУ, 2010. С. 158–161.
- Шеманов А.Ю. Рефлексивность культуры и субъективность человека / А.Ю. Шеманов // Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования / отв. ред. О.К. Румянцев. М.: Прогресс-Традиция, 2010. С. 401–474.
- Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога / С.В. Алехина, М.Р. Битянова // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. С. 66–73.
- Семаго Н.Я. К вопросу о возможности инклюзивной формы образования для отдельных категорий детей с ОВЗ / Н.Я. Семаго // Другое детство: сб. тез. уч. II Всерос. науч.-практ. конф. по психологии развития / ред.: Л.Ф. Обухова, И.А. Корепанова. М.: МГППУ, 2009. С. 227–229.
- Семаго Н.Я. Ресурсный центр как связующее звено в инклюзивной образовательной вертикали / Н.Я. Семаго // Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей / под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: Центральное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы, 2009. С. 22–30.
- Семаго Н.Я. Роль школьного психолога на начальных этапах организации инклюзивного образования в школе / Н.Я. Семаго // Пути развития инклюзивного образования в Центральном округе: сб. статей / под общ. ред. Н.Я. Семаго. М.: Центральное окружное управление образования Департамента образования г. Москвы, 2009. С. 51–56.
- Семаго Н.Я. Система обучения и повышения квалификации специалистов образовательных учреждений, реализующих инклюзивное образование / Н.Я. Семаго // Приложение к журналу «Стремление к инклюзивной жизни». 2009. № 3. С. 10–12.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Деятельность консилиума образовательного учреждения и роль психолога в ее реализации / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Развитие региональной сети образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи в городе Москве: 1993–2009 годы / отв. ред. Т.Н. Гусева. М.: Центр «Школьная книга», 2009. С. 423–429.
- Сунько Т.Ю. Речевое развитие в системе упражнений по технике речи профессионально ориентированной аудитории / Т.Ю. Сунько // Инновационные процессы в системе высшего профессионального образования: мат-лы межвуз. науч.-практ. конф. (Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 5 марта 2008 г.). Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. С. 196–197.
- Сунько Т.Ю. Современные технологии обучения в начальной школе / Т.Ю. Сунько // Единое образовательное пространство как фактор формирования и воспитания личности: мат-лы Всерос. студ. науч. конф. (Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 23 мая 2008 г.). Рязань: Рязанский гос. ун-т им. С.А. Есенина, 2008. С. 114–116.
- Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся / С.В. Алехина // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 46–48.
- Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования / С.В. Алехина // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. С. 70–72.
- Malykh S.B. Psychology in education in the Russian Federation / S.B. Malykh, D.A. Kutuzova, S.V. Alyokhina // The Handbook of International School Psychology. 2007. Р. 329–338.
Статьи в журналах ВАК
- Алехина С.В. Профессиональная позиция педагога-психолога в проектировании инклюзивной образовательной среды / С.В. Алехина // Вестник практической психологии образования. 2024. Т. 21. № 1. C. 162–171. DOI: 10.17759/bppe.2024210113
- Самсонова Е.В. Пилотное исследование самооценки педагогами-психологами условий и дефицитов своей профессиональной деятельности в инклюзивной школе / Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов, С.В. Алехина, Ю.А. Быстрова // Психолого-педагогические исследования. 2024. Т. 16 (в печати).
- Алехина С.В. Использование в конкурсных процедурах критериев оценки инклюзивных практик на основе доказательного подхода / С.В. Алехина, Ю.А. Быстрова, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. 2023. Т. 28. № 3. С. 33–46. DOI: 10.17759/pse.2023280303
- Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Оценка родителями инклюзивной образовательной среды школы и своего участия в ее создании / С.В. Алехина, А.Ю. Шеманов // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 3. С. 213–233. DOI: 10.17759/cpse.2023120310
- Быстрова Ю.А. Исследование компетенции морально-этической ответственности у молодых людей с РАС на этапе их профессиональной подготовки, включающей тьюторское сопровождение / Ю.А. Быстрова, А.Н. Бражникова, И.В. Карпенкова // Аутизм и нарушения развития. 2023. Т. 21. № 4. С. 52–60. DOI: 10.17759/autdd.2023210406
- Самсонова Е.В. Актуальное состояние инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования: пилотное исследование / Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, В.В. Мануйлова // Клиническая и специальная психология. 2023. Т. 12. № 2. С. 192–214. DOI: 10.17759/cpse.2023120209
- Самсонова Е.В. Исследование субъективной оценки готовности и способности студентов и работающих тьюторов к тьюторскому сопровождению в условиях инклюзивного образования / Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, А.Ю Шеманов., Л.М. Прокопьева // Психолого-педагогические исследования. 2023. Т. 15. № 4. С. 43–61. DOI: 10.17759/psyedu.2023150403
- Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А. Исследование возможностей ресурсной сети для развития инклюзивной образовательной среды / Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова // Вестник практической психологии образования. 2023. Т. 20. № 2. С. 47–62. DOI: 10.17759/bppe.2023200204
- Алехина С.В. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации / С.В. Алехина, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 5. С. 69–84. DOI: 10.17759/pse.2022270506
- Быстрова Ю.А. Развитие социальной компетентности у подростков с ОВЗ в условиях инклюзивного образования / Ю.А. Быстрова // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. № 6. С. 102–114. DOI: 10.17759/pse.2022270608
- Карпенкова И.В. Анализ программ профессиональной подготовки тьюторов для инклюзивного образования / И.В. Карпенкова // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 3. С. 78–96. DOI: 10.17759/psyedu.2022140305
- Самсонова Е.В. Компетенции тьютора в инклюзивном образовании: специфика профессиональной подготовки / Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, А.Ю. Шеманов, Е.Н. Кутепова // Психолого-педагогические исследования. 2022. Т. 14. № 2. C. 84–99. DOI: 17759/psyedu.2022140206
- Самсонова Е.В. Специфика инклюзивной образовательной среды в организациях среднего профессионального образования / Е.В. Самсонова, Е.Н. Кутепова, М.Н. Алексеева // Профессиональное образование в современном мире. 2022. Т. 12. № 4. С. 714–722.
- Шеманов А.Ю. Подход к оценке особенностей профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования: пилотное исследование / А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова, Ю.А. Быстрова, Е.Н. Кутепова // Клиническая и специальная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 233–263. DOI: 10.17759/cpse.2022110410
- Юдина Т.А., Алехина С.В. К проблеме доказательной психологической оценки социальной компетентности школьников в инклюзивном образовании / Т.А. Юдина, С.В. Алехина // Современная зарубежная психология. 2022. Т. 11. № 4. С. 41–50. DOI: 10.17759/jmfp.2022110404
- Алехина С.В. К вопросу оценки инклюзивного процесса в образовательной организации: пилотажное исследование / С.В. Алехина, Ю.В. Мельник, Е.В. Самсонова, А.Ю. Шеманов // Психолого-педагогические исследования. 2019. Т. 11. № 4. С. 121–132. DOI: 10.17759/psyedu.2019110410
- Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса / А.Ю. Шеманов, Е.В. Самсонова // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. С. 38–46. DOI: 10.17759/pse.2019240604
- Сунько Т.Ю., Каткова С.Н. К вопросу о проблемах трудоустройства людей с инвалидностью / Т.Ю. Сунько, С.Н. Каткова // Аутизм и нарушения развития. 2018. № 4 (57). С. 47–51.
- Шеманов А.Ю. Политика в отношении Другого: между функционализмом и структурализмом / А.Ю. Шеманов // Обсерватория культуры. 2018. № 2. С. 132–140.
- Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения / А.Ю. Шеманов, А.С. Екушевская // Современная зарубежная психология. 2018. № 1. 29–37. DOI: 10.17759/jmfp.2018070103
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Ключевая категория анализа отношений в инклюзивных классах / Т.А. Юдина, С.В. Алехина // Современная зарубежная психология. 2018. Т. 7. № 1. С. 71–77. DOI: 10.17759/jmfp.2018070108
- Семаго Н.Я., Соломахина Е.А. Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с РАС / Н.Я. Семаго, Е.А. Соломахина // Аутизм и нарушения развития. 2017. Т. 15. № 1 (54). С. 4–14.
- Алехина С.В. Инклюзивное образование: от политики к практике / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 1. С. 136–145.
- Алехина С.В. Создание системы комплексной помощи детям с расстройствами аутистического спектра в России: опыт одного проекта / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2016. Т. 14. № 4 (53). С. 10–13.
- Самсонова Е.В., Алексеева М.Н. Проблемы организации образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра / Е.В. Самсонова, М.Н. Алексеева // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 21. № 3. С. 97–104.
- Самсонова Е.В., Мельникова В.В. Готовность педагогов общеобразовательной организации к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми с инвалидностью как основной фактор успешности инклюзивного процесса / Е.В. Самсонова, В.В. Мельникова // Клиническая и специальная психология. 2016. Т. 5. № 2 (18). С. 97–112.
- Сунько Т.Ю. Построение модели деятельности общеобразовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность обучающихся с ограниченными возможностями здоровья / Т.Ю. Сунько // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 5. С. 99–104.
- Шеманов А.Ю. Политика инклюзии и этническая идентичность в контексте проблемы открытости другому / А.Ю. Шеманов // Обсерватория культуры. 2016. Т. 13. № 6. С. 652–659.
- Шеманов А.Ю. Цифровые технологии в контексте инклюзии / А.Ю. Шеманов // Современная зарубежная психология. 2016. Т. 5. № 3. С. 66–74.
- Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации / А.Ю. Шеманов, Д.Э. Макаева // Психологическая наука и образование. 2016. Т. 8. № 1. С. 24–34.
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Психолого-педагогические условия включения детей с синдромом Дауна в инклюзивные классы начальной школы / Т.А. Юдина, С.В. Алехина // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 94–102.
- Алехина С.В. Взаимодействие с родителями в деятельности психолого-медико-педагогических комиссий / C.В. Алехина // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 6. С. 125–131.
- Алехина С.В. Проект по созданию комплексной помощи детям с РАС в России / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2015. № 2 (47). С. 3–7.
- Алехина С.В. Психолого-педагогические исследования инклюзивного образования в практике подготовки магистрантов / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 70–78.
- Алехина С.В. ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья: трудности перехода / С.В. Алехина // Образовательная политика. 2015. № 3 (69). С. 88–89.
- Самсонова Е.В. Модели сетевого взаимодействия образовательных и иных организаций для решения задач развития инклюзивного образования / Е.В. Самсонова // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 3. 337 с.
- Хухлаев О.Е. Инклюзивный подход в интеграции детей-мигрантов в образовании / О.Е. Хухлаев, М.Ю. Чибисова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 1. C. 15–27.
- Юдина Т.А., Алехина С.В. Исследования по проблемам социальной и образовательной инклюзии лиц с интеллектуальными нарушениями / Т.А. Юдина, С.В. Алехина // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4. № 2. С. 40–46.
- Алехина С.В. Дети с расстройствами аутистического спектра в образовании столицы / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2014. № 3 (44). С. 4–7.
- Алехина С.В. Принципы инклюзии в контексте изменений образовательной практики / С.В. Алехина // Психологическая наука и образование. 2014. № 1. С. 5–16.
- Алехина С.В., Вачков И.В. Методологические подходы к психолого-педагогическому сопровождению инклюзивного процесса в образовании / С.В. Алехина, И.В. Вачков // Сибирский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 97–104.
- Алехина С.В., Силантьева Т.А. Поддержка учителя в инклюзивном образовании / С.В. Алехина, Т.А. Силантьева // Современная зарубежная психология. 2014. Т. 3. № 3. С. 5–15.
- Сунько Т.Ю. Содержательные аспекты получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной образовательной среды / Т.Ю. Сунько // Российский научный журнал. 2014. № 3 (41). С. 152–156.
- Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? / А.Ю. Шеманов // Обсерватория культуры. 2014. № 4. C. 9–16.
- Шеманов А.Ю. Воплощенность личности и ресурсы инклюзии: от психологической к социокультурной перспективе / А.Ю. Шеманов // Обсерватория культуры. 2014. № 5. С. 15–22.
- Шеманов А.Ю. Значение имплицитной антропологической концепции в исследованиях качества жизни людей с ограниченными возможностями здоровья / А.Ю. Шеманов // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2014. № 2 (14). С. 40–47.
- Шеманов А.Ю. Проблема формирования инклюзивной общности в изучении творческой деятельности / А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. 2014. Т. 19. № 1. С. 17–25.
- Алехина С.В. Готовность воспитателей как основной фактор успешности инклюзивного процесса в дошкольном образовании / С.В. Алехина, Л.И. Федорова, М.Н. Алексеева // Начальное образование. 2013. № 2 (55). С. 18–24.
- Алехина С.В. Особые образовательные потребности как категория инклюзивного образования / С.В. Алехина // Российский научный журнал. 2013. № 5 (36). С. 132–139.
- Алехина С.В. Подготовка педагогических кадров для инклюзивного образования / С.В. Алехина // Педагогический журнал Башкортостана. 2013. № 1 (44). С. 26–32.
- Алехина С.В. Принципы инклюзии в практике образования / С.В. Алехина // Аутизм и нарушения развития. 2013. № 1 (40). С. 1–6.
- Самсонова Е.В., Рыскина В.Л. Технологии инклюзивного образования: российский и зарубежный опыт / Е.В. Самсонова, В.Л. Рыскина // Профессиональное образование. Столица. 2013. № 10. С. 9–14.
- Семаго Н.Я., Семаго М.М. Типологическая модель психического дизонтогенеза как основа практической деятельности специалиста образования / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2013. № 2 (24). С. 101–110.
- Сунько Т.Ю. К вопросу о технологиях психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья младшего школьного возраста в условиях инклюзивного образовательного процесса в образовательных организациях / Т.Ю. Сунько // Российский научный журнал. 2013. № 2 (33). С. 184–188.
- Шеманов А.Ю. Становление человека как воплощение субъективности в репрезентациях иного / А.Ю. Шеманов // Международный журнал исследований культуры. 2013. № 3 (12). С. 7–13.
- Шеманов А.Ю. Творческая деятельность и инклюзия / А.Ю. Шеманов, И.М. Востров, В.А. Егорова // Современная зарубежная психология. 2013. Т. № 3. С. 5–18. С. 5–18. URL: https://psyjournals.ru/journals/jmfp/archive/2013_n3/63493
- Алехина С.В. Инклюзивное образование и психологическая готовность учителя // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2012. № 4 (22). С. 117–127.
- Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. Отчет о проведении научного мероприятия «II Российско-французский научно-практический семинар “Искусство – терапия – инклюзияˮ» / Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. // Клиническая и специальная психология. 2012. Т. 1. № 4. URL: https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2012_n4/57325
- Шеманов А.Ю. Другой как «неспособный»: социальный конструктивизм vs. медикализация / А.Ю. Шеманов // Культурологический журнал. 2012. № 1 (7). С. 1–12. URL: http://cr-journal.ru/files/file/04_2012_14_46_10_1334313970.pdf
- Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в современной культуре и проблема становления субъективности / А.Ю. Шеманов // Философские науки. 2012. № 11. С. 106–118.
- Шеманов А.Ю. Социальный поворот искусства и проблемы инклюзии лиц с ограниченными возможностями здоровья / А.Ю. Шеманов, И.М. Востров, В.А. Егорова, А.В. Шехорина // Современная зарубежная психология. 2012. № 1. С. 30–42.
- Алехина C.В. Готовность педагогов как основной фактор успешности инклюзивного процесса в образовании / C.В. Алехина, М.Н. Алексеева, Е.Л. Агафонова // Педагогическая наука и образование. 2011. № 1. С. 83–92.
- Алехина С.В., Дмитриева С.М. Сравнительный анализ профессиональной позиции учителя в разных формах обучения / С.В. Алехина, С.М. Дмитриева // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 32–40.
- Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики / Е.Н. Кутепова // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 103–112.
- Семаго Н.Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, М.Л. Семенович [и др.] // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. С. 51–59.
- Семаго Н.Я. Определение образовательного маршрута ребенка с ОВЗ на психолого-медико-педагогической комиссии ресурсного центра по развитию инклюзивного образования / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, И.Е. Аверина // Психологическая наука и образование. 2011. № 3. С. 50–57.
- Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе / / А.Ю. Шеманов, Н.Т. Попова // Психологическая наука и образование. 2011. № 1. C. 74–82.
- Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. Научная конференция с международным участием «Искусство как творчество социальности и проблемы социокультурной реабилитации» (Москва, 12–13 мая 2010 г.) / Н.Т. Попова, А.Ю. Шеманов // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2010. № 4. С. 183–187.
- Семаго Н.Я. Инклюзивное образование: от методологической модели к практике / Н.Я. Семаго, М.М. Семаго, Т.П. Дмитриева // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2010. № 4 (14). С. 81–91.
- Семаго Н.Я. Инклюзия как новая образовательная философия и практика / Н.Я. Семаго // Аутизм и другие нарушения развития. 2010. № 4 (31). С. 1–9.
- Щербакова А.М., Шеманов А.Ю. Дискуссионные вопросы развития личности ребенка с интеллектуальной недостаточностью / А.М. Щербакова, А.Ю. Шеманов // Психологическая наука и образование. 2010. № 2. C. 63–71.
- Алехина С.В., Битянова М.Р. Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога / С.В. Алехина, М.Р. Битянова // Вестник практической психологии образования. 2009. № 4. С. 66–73.
- Лукьянченко Н.В., Фальковская Л.П. Типологические особенности структуры рабочей мотивации психологов образования / Н.В. Лукьянченко, Л.П. Фальковская // Психологическая наука и образование. 2009. Т. 14. № 2. С. 23–32.
- Сунько Т.Ю. Исследование современного состояния проблемы совершенствования речевой техники на уроках риторики / Т.Ю. Сунько // Российский научный журнал. 2009. № 1 (8). С. 211–214.
- Сунько Т.Ю. Умения и навыки, формируемые в процессе совершенствования речевой техники на уроках риторики / Т.Ю. Сунько // Российский научный журнал. 2009. № 2 (9). С. 211–213.
- Шеманов А.Ю. Медикализация жизни и генезис этического сознания / А.Ю. Шеманов // Философские науки. М.: Изд-во «Гуманитарий», 2009. № 1. С. 75–89.
- Сунько Т.Ю. Основные направления методики работы над техникой речи на уроках риторики / Т.Ю. Сунько // Сибирский педагогический журнал. Новосибирск: ООО «Немо Пресс», 2008. № 2. С. 214–220.
- Алехина С.В. Мониторинг социально-психологических проблем развития учащихся / С.В. Алехина // Вестник практической психологии образования. 2007. № 3. С. 46–48.
- Алехина С.В. Психологический мониторинг – инструмент развития образования / С.В. Алехина // Вестник практической психологии образования. 2007. № 1. С. 70–72.