Меры, которые были сделаны для поддержки детей с инвалидностью и ОВЗ в Российской Федерации с 2015 по 2020 год.

Направления работы и мероприятия по поддержке детей с инвалидностью и ОВЗ

Развитие доступной системы образования для детей с инвалидностью и ОВЗ, а также продвижение их социальной инклюзии в целом выступает одним из основных приоритетов современной государственной политики. В связи с этим можно выделить следующие направления деятельности и мероприятия федерального уровня, которые свидетельствуют о реализации инклюзивной модели образования и жизни в социуме для лиц указанной категории:

  1. Реализация Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р). Данной Стратегией предусмотрена совокупность мероприятий по развитию гражданского, духовно-нравственного, патриотического, культурного, трудового, физического, экологического воспитания различных категорий детей. В частности одной из целей указанной Стратегии является «повышение эффективности комплексной поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении, сирот), способствующей их социальной реабилитации и полноценной интеграции в общество». При этом в качестве одного из ожидаемых результатов реализации Стратегии обозначено обеспечение доступности для всех категорий детей с созданием возможностей для удовлетворения их индивидуальных потребностей, способностей и интересов в разных видах деятельности независимо от места проживания, материального положения семьи и состояния здоровья.
  2. Проведение ежегодных конкурсов профессионального мастерства «Абилимпикс» для людей с инвалидностью и ОВЗ на региональном, национальном и международном уровнях. Целевой аудиторией таких конкурсов могут быть, в частности, и школьники, имеющие инвалидность и / или ОВЗ. Абилимпикс – эффективный инструмент для профориентации, мотивации, социализации и трудоустройства людей с ОВЗ и со всеми видами инвалидности. Проведение подобных чемпионатов оказывает положительное влияние на формирование инклюзивной культуры социума к таким людям.
  3. Проект «Билет в будущее» в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» Национального Проекта «Образование». Целью проекта «Билет в будущее» является формирование осознанности и способности к выбору обучающимся персональной профессиональной траектории. Целевая аудитория проекта — обучающиеся 6-х –11-х классов общеобразовательных организаций, включая детей с ОВЗ. Для лиц с инвалидностью и ОВЗ предусмотрено тьюторское / ассистивное сопровождение и внедрение при необходимости методических и организационных адаптаций в профорентационный процесс.
  4. Реализация Федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» Национального Проекта «Образование». Одной из целевых категорий данного проекта являются родители детей с инвалидностью и ОВЗ в первую очередь раннего возраста. Его базовая задача — обеспечить «создание условий для раннего развития детей в возрасте до трех лет и реализация программ психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей, получающих дошкольное образование в семье» (Распоряжение № Р-26 от 1 марта 2019 г. «Об утверждении методических рекомендаций по организации процесса оказания психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей»).
  5. Адаптация системы дополнительного образования и расширение его доступности для детей с инвалидностью и ОВЗ. В рамах этого направления издано Письмо Минобрнауки России от 29.03.2016 N ВК-641/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»), в котором раскрыты условия получения образования такими лицами и возможные адаптации программ дополнительного образования для обучающихся различных нозологических групп, основные требования и условия реализации таких программ, их структура.
  6. Развитие системы тьюторского и ассистивного сопровождения лиц с инвалидностью и ОВЗ при получении ими образования с проведением смысловой дифференциации между функционалом тьютора и ассистента (Письмо Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 «О сопровождении образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью»).
  7. Оптимизация системы работы психолого-педагогических консилиумов в образовательной организации для обеспечения совокупности необходимых специальных образовательных условий для обучающихся с ОВЗ (Распоряжение Министерства просвещения РФ от 9 сентября 2019 г. N Р-93 «Об утверждении примерного Положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации»).
  8. Становление и функционирование системы наставничества. Так, в Распоряжении Минпросвещения России от 25.12.2019 N Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» сказано, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, при внедрении целевой модели наставничества на территории соответствующего субъекта Российской Федерации «…реализует меры по обеспечению доступности программ наставничества для обучающихся с особыми образовательными потребностями и индивидуальными возможностями, в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся, проявивших выдающиеся способности, обучающихся, попавших в трудную жизненную ситуацию, а также обучающихся из малоимущих семей, проживающих в сельской местности и на труднодоступных и отдаленных территориях, детей-сирот (оставшихся без попечения родителей)».
  9. Совершенствование доступной среды в целом для людей с инвалидностью и ОВЗ, в том числе детей (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» — продлена до 2025 года).
  10. Проведение в 2020 году Большого всероссийского фестиваля детского и юношеского творчества, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья (с международным участием), организатором которого выступает Министерство Просвещения РФ.
  11. Всероссийская акция «Музей для всех» прошла в России с 1 по 13 декабря 2020 года. Задача акции: привлечь внимание широкой общественности к значимости равноправного участия всех людей, в том числе детей с инвалидностью и ОВЗ, в культурной жизни

Кроме того, существуют примеры региональных практик, свидетельствующих об успешности реализации инклюзивного образования и социальной инклюзии детей с инвалидностью и ОВЗ. Среди них можно выделить следующие:

  1. Инклюзивный детский волонтёрский корпус «Невидимые крылья». Проект был поддержан в 2020 году Фондом Президентских грантов и реализовался на территории Москвы и Московской области. Цель проекта — содействие социально-психологической реабилитации и социализации детей, подростков и молодежи, в том числе с инвалидностью, через их привлечение в добровольческую деятельность. Возраст участников проекта – от 7 до 28 лет.
  2. Работа московского музея «Прогулка в темноте». Экскурсии проходят под руководством незрячих и слабовидящих гидов. На экскурсии могут записываться в том числе и дети, начиная от 7 лет.
  3. Социальный проект «Уверенный шаг». Реализуется АНО «Центр социальной помощи «Доброе дело» на территории Рязанской области. Финансируется за счет выигранного грата в рамках программы Росбанка и Impact Hub Moscow «Начни иначе». Деятельность по проекту направлена на оказание методической, тьюторской, образовательной и информационной поддержки детям с инвалидностью и ОВЗ без физических ограничений в передвижении, а также их родителям.
  4. Проект «Студия инклюзивного творчества «Кукольный театр «Вместе»». Проект был поддержан в 2019-2020 году Фондом Президентских грантов и реализовался на территории Удмуртской Республики. Цель проекта — создать творческое пространство для непрерывной художественной, театральной, прикладной деятельности и успешной социализации и включения в общество детей с ОВЗ, детей-инвалидов, в том числе с сохранным интеллектом, и членов их семей.

Реализация всех указанных мероприятий и направлений работы свидетельствует о совершенствовании на государственном уровне системы образовательной, социальной, культурной поддержки детей с инвалидностью и ОВЗ , а также их семей, что является необходимым условием обеспечения продуктивного инклюзивного образования и социальной инклюзии в целом.

Перейти к содержимому