Состоялось обсуждение форм и методов психологической помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями в инклюзивных образовательных организациях

На базе ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» (МГППУ) совместно с общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» (ФПО России) 25 июня 2025 года состоялся вебинар «Формы и методы психологической помощи обучающимся с особыми образовательными потребностями в инклюзивных образовательных организациях».

Вебинар проведен Федеральным центром по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования при поддержке и участии  Федерации психологов образования России,  Научно-методического центра сопровождения педагогических работников и Точки кипения МГППУ для  психологов школ, руководящих работников образовательных организаций, педагогов и специалистов психолого-педагогического сопровождения, классных руководителей, представителей общественных организаций, решающих проблемы образовательной инклюзии. В мероприятии приняло участие 226 человек из 60 субъектов Российской Федерации.

Во вступительном слове  Светлана Владимировна Алехина, директор Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ, вице-президент общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России», кандидат психологических наук указала, что в соответствии с Межведомственным комплексным планом мероприятий по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования, детского отдыха, созданию специальных условий для обучающихся с инвалидностью, с ограниченными возможностями здоровья на долгосрочный период (до 2030 года) в целях развития инклюзивного образования сегодня около 60% обучающихся с ОВЗ обучаются в условиях обычной массовой школы. Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования МГППУ в 2024 году выступил оператором апробации Модели инклюзивной образовательной организации, разработанной Министерством просвещения Российской Федерации (на базе 55 школ из 6 регионов Российской Федерации).

 В ходе вебинара рассматривались вопросы системной организации психологической помощи всем нуждающимся в ней детям, направленной на развитие их личности, практики реализации модели психологической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями.

Особое внимание участники вебинара уделили ресурсам, необходимым для формирования благоприятных условий образовательной среды как основы обновления современной модели доступного образования, в том числе развитию профессиональных и межпрофессиональных компетенций педагогических работников с опорой на лучшие практики, позволяющих на основе командного взаимодействия создавать специальные образовательные условия в работе с обучающимися, имеющими повышенный риск уязвимости, взаимодействовать с родителями, а также организовывать широкие возможности участия детей в жизни школы и общества.
В рамках мероприятия эксперты МГППУ и ФПО России представили актуальные разработки, рекомендуемые для формирования  методической̆ базы образовательной организации по вопросам:
—  особенностей личностного развития обучающихся в инклюзивной образовательной среде (представила Быстрова Юлия Александровна, доктор психологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник ФЦ ИО);
—  организации психолого-педагогического сопровождения мероприятий для несовершеннолетних иностранных граждан, лиц без гражданства и детей с миграционной историей в образовательной организации (представила Солдатенкова Марина Леонидовна, кандидат педагогических наук, заместитель руководителя Федерального координационного ресурсного центра по психологической и социокультурной адаптации несовершеннолетних иностранных граждан МГППУ);
— форм и методов психологической помощи обучающимся с ООП в учреждениях образования в Республике Беларусь (представила Лемех Елена Анатольевна, доцент кафедры специальной педагогики Института инклюзивного образования Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка, доктор педагогических наук, доцент);
— психологической поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями в образовательной организации (представила Зарубина Алла Викторовна, директор МБОУ ООШ 1, г. Слюдянка, Иркутская область);
— школьной службы примирения как ресурса повышения безопасности образовательной среды: опыт школы (представила Кабаева Валентина Михайловна, кандидат психологических наук, педагог-психолог ГБОУ Школы № 1531, куратор ШСП МРСД № 5 г. Москвы);
— интеграции психологической поддержки в образовательный процесс: практический опыт педагога-психолога МАОУ СОШ №50 г. Калининграда (представила Воробьева Юлия Сергеевна, педагог-психолог МАОУ СОШ №50 г. Калининград).

В соответствии с вопросами участников вебинара была организована дискуссия об основных изменениях в работе ТПМПК после присоединения к Центру ППМС-помощи (выступила Смирнова Татьяна Валентиновна, начальник территориального отдела психолого-педагогической и медико-социальной помощи, Омская область), а также о  новых формах работы с детьми с РАС (выступила Переверзева Дарья Сергеевна, старший научный сотрудник научной лаборатории ФРЦ МГППУ).

С целью развития научно-методического обеспечения выявления и распространения лучших российских психологических и инклюзивных практик МГППУ приглашает участников вебинара к сотрудничеству   по развитию Реестра программ, технологий, практик с доказанной эффективностью для сферы образования и социальной сферы» Министерства просвещения РФ (контактное лицо — Леонова Олеся Игоревна, руководитель  Научно – методического центра сопровождения педагогических работников МГППУ,   leonovaoi@mgppu.ru, +7 (909) 966-55-37).

Видеозапись мероприятия доступна на канале «Точка кипения МГППУ» ВК по ссылке: https://vkvideo.ru/video-213831304_456239190.

Источники: Федеральный центр по развитию инклюзивного общего и дополнительного образованияНаучно-методический центр сопровождения педагогических работников,  Сектор «Точка кипения МГППУ»   Федеральный ресурсный центр по организации комплексного сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра