Кутепова Елена Николаевна

Кандидат педагогических наук, доцент, заместитель директора Института проблем инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета
Осуществляет научное руководство исследовательскими, методологическими и просветительскими проектами  в области инклюзивного образования с 2004 года.
Имеет научные труды, учебно-методические публикации и просветительские публикации в массовых СМИ по основным проблемам инклюзивной образовательной политики, культуры, теории и практики.

Программы профессиональной подготовки и переподготовки психологов и педагогов системы инклюзивного образования, разработанные в соавторстве:

  1. «Организационно-управленческие основы инклюзивного образования»
  2. «Организация инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ОВЗ в общеобразовательных организациях»
  3. «Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий на современном этапе развития образования»
  4. «Методология и технология реализации федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной и специальной (коррекционной) школы»
  5. «Организация включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в сферу дополнительного образования»
  6. «Образовательный менеджмент в сфере дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
  7. «Организация и сопровождение включения в систему дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»
  8. «Организация и сопровождение программ дополнительного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов в процессе летнего оздоровительного отдыха»
  9. «Педагогические условия включения детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в программы дополнительного образования»
  10. «Педагогические технологии программного обеспечения дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов»

Основные научные труды автора:

  1. Кутепова Е.Н. Внедрение ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью: правовые возможности и реальные трудности // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы реализации и перспективы развития: Всероссийская научно-практическая конференция (29 января 2016 г. – Йошкар-Ола). [Электронный ресурс]. – Йошкар-Ола: ГБУ ДПО Республики Марий Эл «Марийский институт образования», 2016.
  2. Кутепова Е.Н. Условия получения образования ребенком с ОВЗ // Инклюзивное образование/сост.: М.Р. Битянова. М.: «Классное руководство и воспитание школьников», 2015. С. 21-33.
  3. Кутепова Е.Н. Законодательные основы деятельности ПМПК в российском образовании // Деятельность психолого-медико-педагогических комиссий в современных условиях развития образования : материалы Всероссийской научно-практической конференции (г.Новосибирск, 23-25 сентября 2015г.)/ под ред. С.В.Алехиной ; Мин-во образования и науки РФ, Новосиб.гос.пед.ун-т; Моск.гор.психол.-пед.ун-т. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2015.
  4. Кутепова Е.Н. Взаимодействие специалистов в инклюзивной практике в условиях образовательных организаций // Вестник Дальневосточного федерального университета:  психологические и педагогические науки. Выпуск 6. Комплексное сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: проблемы и перспективы: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции (Владивосток 28-29 апреля 2015 г.) / под ред. И.В. Носко. — Владивосток.: Изд- во Дальневосточного федерального университета, 2015. С. 26-32.
  5. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Новые направления в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: инклюзивный подход // Основы дошкольной логопедии / Т.Б.Филичева, О.С.Орлова, Т.В.Туманова и др. – Москва: Эксмо, 2015.
    Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015.
  6. Кутепова Е.Н. Опыт создания адаптированных общеобразовательных программ для обучающихся с ОВЗ на территории Российской Федерации // Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы: сборник материалов III Международной научно-практической конференции / под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015.
  7. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Педагогические кадры как условие получения образования детьми с ОВЗ // Инклюзивное образование: региональный опыт : сборник науч.статей по результатам научно-практической конференции. Саратов, 9-10 октября 2014г. – Саратов : ИЦ «Наука», 2015.
  8. Кутепова Е.Н. Обучающиеся с РАС в образовании России: реалии сегодняшнего дня // Комплексная реабилитация детей с расстройствами аутистического спектра в системе непрерывного образования: сборник материалов научно-практической конференции (3 апреля 2015 года).- М.:ПАРАДИГМА, 2015.
  9. Кутепова Е.Н. Новые реалии специального (коррекционного) образования // Ребенок с ограниченными возможностями здоровья в едином образовательном пространстве: специальное и инклюзивное образование: сборник научных статей по материалам межрегиональной  научно-практической конференции с международным участием (19-20 декабря  2014 года) / Сост.: О.Г. Приходько и др.-М.:МГПУ, 2014.
  10. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Новый вектор развития специальной (коррекционной) школы // Сетевой научно-практический журнал «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЕМ: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА» Издательство: Институт управления образованием РАО (Москва) ISSN: 2311-2174. — 2014. — №3 (15). — С. 67-70.
  11. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. Создание специальных условий для детей с ОВЗ, обучающихся в классах, реализующих адаптированные основные образовательные программы, в условиях общеобразовательной школы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика издательство: Российский университет дружбы народов (Москва). — 2014. — №3. — с. 102-108.
  12. Кутепова Е.Н., Н.А.Арапова-Пискарева, К.Ю.Белая и др. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под.ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  13. Кутепова Е.Н., Данелян В.Э. Модель психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях удаленного района // Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сборник научных статей / отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. .- М.:ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
  14. Кутепова Е.Н., Медведева Т.П. Специфика коррекционно-педагогической работы с детьми с синдромом Дауна в инклюзивной группе ДОУ // Психолого-педагогическое сопровождение в инклюзивном образовании: сборник научных статей / отв.ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. — М.:ГБОУ ВПО МГППУ, 2014.
  15. Кутепова Е.Н., Алехина С.В., Борисова  Н.В., Самсонова Е.В., Сунько Т.Ю., Алексеева М.Н., Фадина А.К. Деятельность руководителя образовательной организации при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство. М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
  16. Кутепова Е.Н. Адаптированная образовательная программа // Деятельность педагога, учителя-предметника, классного руководителя при включении обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в образовательное пространство: методические материалы.- М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
  17. Кутепова Е.Н. Роль психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) в определении условий получения образования ребенком с ОВЗ // Современные технологии логопедической помощи в условиях специального и инклюзивного образования: материалы городской межрегиональной научно-практической конференции.- М.:ГБОУ ВПО МГПУ, 2014.
  18. Кутепова Е.Н. Специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение как ресурс развития инклюзивного образования // Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно-практической конференции/отв.ред. Алехина С.В. М.:ООО «Буки Веди», 2013.
  19. Кутепова Е.Н. История развития инклюзивного образования и модели его реализации // Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие / отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова.-М.:МГППУ. 2013.
  20. Кутепова Е.Н. Условия и технология социальной инклюзии детей в условиях специального (коррекционного) образовательного учреждения // Психолого-педагогические основы инклюзивного образования: коллективная монография/отв. Ред. С.В.Алехина. М.:МГППУ, ООО»Буки Веди, 2013.
  21. Кутепова Е.Н., Левченко И.Ю., Приходько О.Г. и др. Особенности обучения ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата в общеобразовательном учреждении. Методические рекомендации.М.,; СПб : Нестор-История, 2012.-216с. (серия «Инклюзивное образование»)
  22. Кутепова Е.Н., Ковалев Е.В., Фадина А.К., Николаенко В.И. Модель взаимодействия образовательного учреждения, реализующего инклюзивную практику, с психолого-педагогическим медико-социальным центром и специальным (коррекционным) образовательным учреждением. Методические рекомендации. М.; СПб : Нестор-История, 2013.-68 с. (серия «Инклюзивное образование»)
  23. Кутепова Е.Н. Опыт взаимодействия специального (коррекционного) и общего образования в условиях инклюзивной практики // Психологическая наука и образование, М.: 2011. № 1.
  24. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. и др. Инклюзивная практика в дошкольном образовании. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  25. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В. и др. Ребенок в инклюзивном дошкольном образовательном учреждении. М.: РУДН, 2010
  26. Кутепова Е.Н., Волосовец Т.В., Сенкевич Л.В. Психолого-педагогическая диагностика и коррекция расстройств личности и поведения у социальных сирот. М.: РУДН, 2010