Шеманов Алексей Юрьевич

Профессор кафедры специальной психологии и реабилитологии факультета «Клиническая и специальная психология»; ведущий научный сотрудник Научной лаборатории Федерального центра по развитию инклюзивного общего и дополнительного образования.

Ученая степень: доктор философских наук (научная специальность 24.00.01 Теория и история культуры, тема диссертации «Самоидентификация человека как антропогенетический феномен», 2009), кандидат медицинских наук (научная специальность 14.00.25 Фармакология, 1983)

Уровень образования: высшее, 2-й Московский государственный медицинский институт им. Н.И. Пирогова (1979), медико-биологический факультет. Аспирантура при АМН СССР в 1979-1982, Докторантура в Российском институте культурологии в 1995-1997. Ученик научной школы Л.С. Черняка, В.В. Сильвестрова, М.Б. Туровского и Ф.Т. Михайлова в области философии культуры, многолетний участник семинаров по диалогике культуры В.С. Библера.

Наименование направления подготовки и (или) специальности: Биохимия

Квалификация: Врач-биохимик

Общий стаж работы: 45 лет

Стаж работы по специальности: 33 года

Достижения и поощрения:

  • Благодарность Министра культуры и массовых коммуникаций РФ в связи с  75-летием образования Российского института культурологии, 2007
  • Медаль им. Г.И. Челпанова (I и II степени) «За вклад в развитие психологической науки», 2016, 2018
  • Почетный знак «Ψ». За заслуги в развитии университета. ФГБОУ ВО МГППУ, 2019

Преподаваемые дисциплины:

  • Профессиональная этика

Читаемые разделы модулей:

  • Методология инклюзивного образования

Сфера научных интересов:

  • философская антропология,
  • культурологические аспекты развития человека,
  • философские и культурологические аспекты инклюзии и интеграции,
  • вопросы социокультурной реабилитации;
  • вопросы профессиональной этики и биоэтики;
  • философские проблемы образования, становление субъектности,
  • философия и история субъективности

Сведения о публикационной активности:
SPIN РИНЦ: 2676-7564
​Репозиторий Psyjournals.ru: профиль автора
Индекс Хирша — 16

E-mail: ShemanovAYu@mgppu.ru

Всего около 192 научных трудов (около 20 – в области нейрофармакологии, 172 – по проблемам инклюзивного образования, социокультурной реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья, философии и культурологии), среди них:

  1. Алехина, С. В.  Философские и методологические основы инклюзивного образования : учебное пособие для вузов / С. В. Алехина, А. Ю. Шеманов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 268 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-17778-7. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/545058 (дата обращения: 03.04.2024).
  2. Алехина А.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. C. 116—126. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260509
  3. Алехина С.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Подход к моделированию инклюзивной среды образовательной организации //Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. C. 69—84. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2022270506
  4. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В., Быстрова Ю.А., Кутепова Е.Н. Подход к оценке особенностей профессиональной компетентности тьютора в условиях инклюзивного образования: пилотное исследование [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2022. Том 11. № 4. С. 233–263. DOI: 10.17759/cpse.2022110410.
  5. Алехина С.В., Шеманов А.Ю. Оценка родителями инклюзивной образовательной среды школы и своего участия в ее создании [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2023. Том 12. № 3. С. 213–233. DOI: 10.17759/cpse.2023120310
  6. Алехина С.В., Быстрова Ю.А., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Использование в конкурсных процедурах критериев оценки инклюзивных практик на основе доказательного подхода // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 3. С. 33—46. DOI: https://doi. org/ 10.17759/pse.2023280303.
  7. Попова Н.Т., Шеманов А.Ю. Творческие инклюзивные практики становления субъектности: подход к концептуальному обоснованию // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2021. Вып. 3. С. 376–385. DOI: 10.17072/2078-7898/2021-3-376-385.
  8. Алехина А.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Оценка инклюзивного процесса как инструмент проектирования инклюзии в образовательной организации // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 5. C. 116—126. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260509
  9. Anastasiou D., Felder M., De Miranda Correia L.A., Shemanov A., Zweers I., Ahrbeck B. Chapter 11. The impact of article 24 of the CRPD on special and inclusive education in Germany, Portugal, the Russian federation, and the Netherlands // On Educational Inclusion: Meanings, History, Issues, and International Perspectives / J.M. Kauffman (ed.). Vol. I. Connecting Research with Practice in Special and Inclusive Education, Series edited by Philip Garner. Routledge, London, New York, P. 216–248.
  10. Алехина С.В., Мельник Ю.В., Самсонова Е.В., Шеманов А.Ю. Экспертная оценка параметров инклюзивного процесса в образовании [Электронный ресурс] // Клиническая и специальная психология. 2020. Том 9. № 2. С. 62–78. doi:10.17759/cpse.2020090203
  11. Шеманов А.Ю. Проблема данности субъекта психического отражения самому себе и концепция С.Л. Рубинштейна // К 130-летнему юбилею С.Л.Рубинштейна. Материалы общемосковского методологического семинара / Отв. ред. Д.Б. Богоявленская. – М.: Акрополь, 2020. – 136 с. С. 117–
  12. Шеманов А.Ю., Самсонова Е.В. Специальное образование как ресурс инклюзивного образовательного процесса // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 6. C. 38– doi: 10.17759/pse.2019240604
  13. Целевые ориентиры государственной национальной политики: возобновление человеческого ресурса и национальные культуры (проблема Другого). Коллективная монография / Е.С. Бакшеев  [и др.]; под ред. О.К. Румянцева и А.Ю. Шеманова. Санкт-Петербург: Издательство «Алетейя», 2018. – 360 с. – 22,5 п.л./3,75 п.л.
  14. Шеманов А.Ю. Политика в отношении Другого: между функционализмом и структурализмом //Обсерватория культуры. 2018. № 2. С. 132-140. 0,72 п.л.
  15. Shemanov Alexey. The Methodological Considerations about the Concept of Culture: Significance for Inclusion Research in Italy and Russia // Inclusion, Citizenship and Intercultural Dialogue. Some International Perspectives / Ed. by Paolina Mulè / Questioni pedagogiche e formative 10. Lecce – Brescia: Pensa MultiMedia Editore s.r.l., 2018. P. 179-190.
  16. Шеманов А.Ю., Екушевская А.С. Формирование инклюзивной культуры при реализации инклюзивного образования: вызовы и достижения //Современная зарубежная психология. 2018. № 1. 29—37. doi: 10.17759/jmfp.2018070103.
  17. Румянцев О. К., Файбышенко В. Ю., Шеманов А. Ю. Человек и его иное: к истории субъективности. Монография – Санкт-Петербург: Алетейя, 2017. – 384 с.
  18. Шеманов А.Ю., Макаева Д.Э. Творчество и инклюзивная культура образовательной организации // Электронный журнал «Психологическая наука и образование psyedu.ru», 2016. Т. 8. №1. С. 24-34. doi: 10.17759/psyedu.2016080103
  19. Шеманов А.Ю. Проблема формирования инклюзивной общности в изучении творческой деятельности // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 19. – №1. – С. 17-25.
  20. Шеманов А.Ю. Антропология инклюзии: автономия или аутентичность? // Обсерватория культуры. – 2014. – № 4. – C. 9-16.
  21. Шеманов А.Ю. Воплощенность личности и ресурсы инклюзии: от психологической к социокультурной перспективе // Обсерватория культуры. – 2014. – № 5. – С. 15-22
  22. Шеманов А.Ю.Становление человека как воплощение субъективности в репрезентациях иного // Международный журнал исследований культуры. – 2013. – № 3 (12). – С. 7-13.
  23. Шеманов А.Ю. Самоидентификация человека в современной культуре и проблема становления субъективности. // Философские науки. 2012, №11. С.106-118.
  24. Шеманов А.Ю., Попова Н.Т. Инклюзия в культурологической перспективе // Психологическая наука и образование. 2011. № 1.
  25. Шеманов А.Ю. Рефлексивность культуры и субъективность человека //Метаморфозы разума в европейской культуре: к философским истокам современных проблем образования. /Отв.ред. О.К. Румянцев. – М.: Прогресс-Традиция, 2010. – С.401-474.