Научно-методическая разработка технологий преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации современных ФГОС общего образования и их апробация.

Научный руководитель проекта – Алехина С.В. к.псих.н., доцент, директор Института проблем инклюзивного образования

  1. Постановка проблемы: В условиях внедрения ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью возникает необходимость в  разработке психолого-педагогических технологий, обеспечивающих преемственность психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС дошкольного, основного общего и среднего общего образования.
  2. Цель проекта: разработать и апробировать психолого-педагогические технологии, обеспечивающие преемственность психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования при обучении детей с ОВЗ.
  3. Целевая группа проекта: специалисты общеобразовательных организаций
  4. Описание деятельности: Анализ и обобщение имеющихся психолого-педагогических технологий, разрабатываемых и используемых специалистами психолого-педагогического сопровождения для обеспечения преемственности в реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования в части готовности образовательных организаций к включению обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разных категорий и обучающихся с умственной отсталостью в образовательный процесс, созданию для них специальных образовательных условий, проведению коррекционной работы и коррекционно-развивающих занятий. Апробация психолого-педагогических технологий в 2 регионах РФ. Проведение Всероссийского научно-практического семинара по вопросам преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС дошкольного образования, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования. Написание отчета и 2 статей по результатам исследования.
  5. Описание научных подходов: В методологических основаниях данного проекта лежат такие подходы как – культурно-исторический (Л.С.Выготский), системно-деятельностный, рефлексивно-деятельностный (В.К.Зарецкий), полисубъектный (И.В.Вачков). Идеи  исследования соответствуют прогрессивным идеям зарубежной гуманистической психологии  (Г.  Олпорт,  А.  Маслоу,  К.  Роджерс, Дж. Мид, М. Кун, И. Блумер), отечественной психологии  (Е. В.  Бондаревская,  Р. Л.  Кричевский, С. В. Кульневич, И. А. Якиманская и др.), педагогики сотрудничества  (Ш. А.  Амонашвили, И. П. Волков и др
  6. Результаты:
  • Методические рекомендации по использованию психолого-педагогических  технологий, обеспечивающих преемственность психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС дошкольного  образования, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования. Общий объём 4 п.л.
  • Отчет по пилотному исследованию в 2 регионах Российской Федерации по  апробации  психолого-педагогических технологий, обеспечивающие преемственность психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью  ФГОС дошкольного, основного общего образования и среднего общего образования 1 п.л.
  • Отчет по результатам Всероссийского научно-практического семинара по вопросам преемственности психолого-педагогического сопровождения реализации ФГОС дошкольного  образования, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью , ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования .
  • 1 статья в журналах,  индексируемых в базе данных Scopus и 1 статья, индексируемых в российских и международных информационно-аналитических системах научного цитирования (Российский индекс научного цитирования, Google Scholar, European Reference Index for the Humanities и др.)
  1. Назначение и предполагаемое использование результатов проекта: применение специалистами общего образования технологий, разработанных в рамках проекта, для поддержки последовательной реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования при переходе обучающихся с ОВЗ с одного уровня системы образования на другой.
  2. Устойчивость проекта: Разработанные и апробированные в проекте технологии и методические рекомендации по их применению создадут предпосылки для использования их специалистами психолого-педагогического сопровождения в образовательных организациях.