В некоторых школах администрация пытается охватить тьюторским сопровождением детей, которым ПМПК рекомендует «общее тьюторское сопровождение» при этом на одного тьютора может приходиться до 50 детей. Возникает вопрос, какими документами регламентируется количество детей на ставку тьютора. Со сколькими детьми может работать тьютор?

Количество обучающихся на ставку тьютора регламентируется порядками «Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» Признан утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014

На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых), или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) — не менее 1 штатной единицы тьютора.

При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица.

  • тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • ассистента (помощника) на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015.

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:

тьютора, ассистента (помощника) на каждых 1 — 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Как тьютор, в соответствии с положениями Профстандарта «специалист в области воспитания» Обобщенная трудовая функция – тьюторское сопровождение, вы можете осуществлять «Общее тьюторское сопровождение», которое предполагает, что изучив характеристики обучающихся составленные педагогами и специалистами, вы дадите общие рекомендации по организации образовательной среды для учеников, которые в этом нуждаются.

Рекомендации ПМПК по тьюторскому сопровождению и сопровождению ассистентом комментирубтся в письме Министерства просвещения.

При этом, для детей, обучение которых должно, по рекомендациям ПМПК, идти по адаптированным общеобразовательным программам, должен быть составлен ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут, в котором должно быть прописано участие всех специалистов (цели, задачи, приёмы работы). ИОМ должен быть согласован с родителями, которые должны будут написать заявление о просьбе в разработке ИОМа.

Рекомендации по разработке ИОМ

Если у ребёнка нет рекомендаций ПМПК, то, в письме Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 написано, что тьюторское сопровождение ребенку может рекомендовать не только ПМПК, но и психолого-педагогический консилиум.

В Какова норма рабочего времени для тьютора?

Вашу нагрузку как тьютора, часы очного взаимодействия с детьми и методические часы, необходимо прописать в вашем договоре или должностных инструкциях, как у любого педагога. Тьютор является педагогом, специалистом в области воспитания, и норматив по загрузке надо брать такой же, как и у других специалистов в области воспитания (в соответствии с Единым квалификационным справочником педагогических профессий) и Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

Для тьютора определена норма рабочего времени 36 часов в неделю. Тьютор не является учителем или преподавателем и норма, для которых предусмотрена 18-часовая норма преподавательской (учебной нагрузки) не является обязательной. Поэтому распределение часов непосредственной работы с детьми и методической работы должно происходить в соответствии с договорённостями работодателя и тьютора.

Методическое пособие «тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». Карпенкова И.В., Самсонова Е.В., Алёхина С.В., Кутепова Е.Н. — М.: «МГППУ», 2017.

Какое рабочее место должно быть у тьютора в случае, если ребёнку требуется отдельное от класса пространство для работы с ним?

Этот вопрос касается создания образовательной среды. Если, помимо нахождения в классе, ребёнку (или небольшой группе детей), требуется отдельное помещение, как тьютор, вы можете обратиться к администрации школы, с информацией о том, что для работы с ребёнком необходимы определённые условия, ваши выводы стоит подкрепить выводами психолога, фиксацией бесед с родителями по тому или иному вопросу, например, что часть письменных уроков ребёнок пока может делать только в индивидуальном сопровождении и вне класса. На это время либо вы, либо дефектолог или психолог занимаетесь ребёнком индивидуально на материале, который изучается по предмету в классе.

Если ребёнку необходимо время от времени выходить с урока для снятия напряжения, он может это делать в сопровождении педагога, вас, в каком-то конкретном месте. Для этого нужно, если это поможет ребёнку, оборудовать уголок в рекреации, либо гулять по школе — то, как ребёнок сможет разгрузиться, определяется опытным путём, наблюдением за ребёнком и беседами с ним или его родителями.

Также в школе есть «малопосещаемые» пространства, например, библиотека. Возможно, именно в вашей школе, найдутся и другие малозагруженные кабинеты, где время от времени можно находиться с тьюторантом. Это может быть даже, например, учительская, если учителя в это время на уроках. Например, в одной из школ таким местом «уединения» был проходная, но просторная комната перед учительской, куда поместились стол и 2 стула. Это пространство отгородили ширмой, обуютили его, и занимались тогда, когда это было необходимо. Учителя в это время старались закрывать дверь в саму учительскую, чтобы не было лишнего шума.

Как решить вопрос с наличием тьютора в школе в г. Ставрополь? Нет ни одного тьютора в обычной школе, которую посещает мой ребёнок с РАС?

В соответствии с Законом об образовании (статья 42); письмом Министерства просвещения России  от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью», Положением о психолого-педагогическом консилиуме (https://edu.gov.ru/press/1713/minprosvescheniya-utverdilo-primernoe-polozhenie-o-psihologo-pedagogicheskom-konsiliume-obrazovatelnoy-organizacii/ ) (ППК) образовательная организация разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут (Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. – М.: МГППУ, 2020. ‒ 192с. — URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645), по письменному заявлению родителя, в рамках которого специалисты рассматривают вопрос о необходимости тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение, как одно из специальных условий сопровождения, организация обязана предоставить, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Чтобы её пройти (если вы её не проходили), вам потребуется предоставить необходимые документы в комиссию, в том числе, подтверждающие наличие у ребёнка РАС. Это один из путей нормативно-правового регулирования решения вашего вопроса. Также, образовательная организация вправе организовать тьюторское сопровождение на основании вашего обращения в образовательную организацию о необходимости сопровождения вашего ребёнка тьютором, и только на основании решения ППК школы, в случае, если все участники ППК (включая и вас, как законного представителя ребёнка) достигнут понимания в необходимости тьюторского сопровождения. Сможет ли школа выделить ставку или её часть для тьютора — это уже вопрос второй. Есть разные варианты. Например, школа оформляет договор со специалистом, имеющим тьюторские компетенции, или выделяет дополнительные часы своему сотруднику из числа педагогов, прошедших курсы повышения квалификации (или организует прохождение таких курсов для своего сотрудника). Также тьютора могут найти и сами родители, а школа должна будет оформить с ним соответствующие трудовые отношения.

Здравствуйте! Почему тьютор отказывается сопровождать ребёнка на каждом уроке, занятии?

Форма сопровождения тьютором вашего ребёнка определяется в соответствии с разработанным для него индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ). ИОМ разрабатывается командой специалистов сопровождения (включая тьютора), которая, включая других специалистов (учителей, классных руководителей), входит в состав Психолого-педагогического консилиума школы (ППК). На ППК  приглашается  родитель (законный представитель) обучающегося. На консилиуме обсуждается вопрос, каким образом тьютор будет сопровождать обучающегося. ИОМ разрабатывается с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), если ваш ребёнок её проходил. ПМПК в своих рекомендациях руководствуется определёнными формулировками, которые предусматривают разные формы сопровождения тьютором обучающегося, в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), либо программой для специальных школ. Заключения ПМПК носят рекомендательный характер. Это значит, что школа создаёт специальные условия для обучающегося в соответствии с этими рекомендациями. При этом, школьный консилиум вправе расширить условия сопровождения, если это необходимо, описав их в  Индивидуальном образовательном маршруте (или ином названии документа, утвержденном локальным актом образовательной организации). Иными словами, если учителя (или классный руководитель) видят, что тьютор для обучающегося необходим на уроке, то вопрос об этом ставится на ППконсилиуме, обсуждается и согласуется, в том числе и с родителями (законными представителями) обучающегося. В ИОМ, если этого не было сделано ранее, вносится запись о форме сопровождения и сроках такого сопровождения. Также ИОМ включает расписание, по которому обучается ребёнок, где указывается, в том числе, и сопровождение тьютором. Также вопрос о сопровождении ребёнка тьютором на уроке может быть поставлен и родителем. Алгоритм тот же – организуется встреча специалистов и родителя (ППК), обсуждается и принимается коллективное решение.

Так как тьютор, в соответствии с Профстандартом своей деятельности, отвечает за разработку ИОМ и сопровождение обучающегося в реализации его ИОМ, то тьютор может видеть, что сопровождение необходимо не на всех уроках. Это позволит ребёнку учиться быть более самостоятельным, при условии, что ребёнок справляется с заданиями учителя и соблюдает общие правила поведения во время урока. А учитель отслеживает их выполнение. Развивающие задачи, в том числе и по развитию самостоятельности ребёнка, должны быть прописаны в ИОМ. Тьютор должен находиться в диалоге с родителем и обсуждать возникающие у родителя вопросы (Этот функционал тьютора закреплён в Профстандарте.).

Документы, на которые я ссылалась в ответе:

https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/ — Положение о ППК

http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/tri-2020/tri-2020.pdf#page=1 — Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. — М.: МГППУ, 2020. — 192 с.

https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2021/02/Metodicheskie-rekomendatsii-dlya-PMPK-po-tyutoram-i-assistentam.pdf — Методические рекомендации для специалистов ПМПК по формулированию заключений, включающих рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и(или) тьютором.

Как решить вопрос с наличием тьютора в школе в г. Ставрополь? Нет ни одного тьютора в обычной школе, которую посещает мой ребёнок с РАС?

В соответствии с Законом об образовании (статья 42); письмом Министерства просвещения России  от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью», Положением о психолого-педагогическом консилиуме (https://edu.gov.ru/press/1713/minprosvescheniya-utverdilo-primernoe-polozhenie-o-psihologo-pedagogicheskom-konsiliume-obrazovatelnoy-organizacii/ ) (ППК) образовательная организация разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут (Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. – М.: МГППУ, 2020. ‒ 192с. — URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645), по письменному заявлению родителя, в рамках которого специалисты рассматривают вопрос о необходимости тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение, как одно из специальных условий сопровождения, организация обязана предоставить, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Чтобы её пройти (если вы её не проходили), вам потребуется предоставить необходимые документы в комиссию, в том числе, подтверждающие наличие у ребёнка РАС. Это один из путей нормативно-правового регулирования решения вашего вопроса. Также, образовательная организация вправе организовать тьюторское сопровождение на основании вашего обращения в образовательную организацию о необходимости сопровождения вашего ребёнка тьютором, и только на основании решения ППК школы, в случае, если все участники ППК (включая и вас, как законного представителя ребёнка) достигнут понимания в необходимости тьюторского сопровождения. Сможет ли школа выделить ставку или её часть для тьютора — это уже вопрос второй. Есть разные варианты. Например, школа оформляет договор со специалистом, имеющим тьюторские компетенции, или выделяет дополнительные часы своему сотруднику из числа педагогов, прошедших курсы повышения квалификации (или организует прохождение таких курсов для своего сотрудника). Также тьютора могут найти и сами родители, а школа должна будет оформить с ним соответствующие трудовые отношения.

Добрый день! В заключении ЦПМПК у дочери «общее тьюторское сопровождение». Школа отказывается давать индивидуального. Как быть?

Форма сопровождения тьютором вашего ребёнка определяется в соответствии с разработанным для него индивидуальным образовательным маршрутом (ИОМ). ИОМ разрабатывается командой специалистов сопровождения (включая тьютора), которая, включая других специалистов (учителей, классных руководителей), входит в состав Психолого-педагогического консилиума школы (ППК). На ППК  приглашается  родитель (законный представитель) обучающегося. На консилиуме обсуждается вопрос, каким образом тьютор будет сопровождать обучающегося. ИОМ разрабатывается с учётом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), если ваш ребёнок её проходил. ПМПК в своих рекомендациях руководствуется определёнными формулировками, которые предусматривают разные формы сопровождения тьютором обучающегося, в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой (АООП), либо программой для специальных школ. Заключения ПМПК носят рекомендательный характер. Это значит, что школа создаёт специальные условия для обучающегося в соответствии с этими рекомендациями. При этом, школьный консилиум вправе расширить условия сопровождения, если это необходимо, описав их в  Индивидуальном образовательном маршруте (или ином названии документа, утвержденном локальным актом образовательной организации). Иными словами, если учителя (или классный руководитель) видят, что тьютор для обучающегося необходим на уроке, то вопрос об этом ставится на ППконсилиуме, обсуждается и согласуется, в том числе и с родителями (законными представителями) обучающегося. В ИОМ, если этого не было сделано ранее, вносится запись о форме сопровождения и сроках такого сопровождения. Также ИОМ включает расписание, по которому обучается ребёнок, где указывается, в том числе, и сопровождение тьютором. Также вопрос о сопровождении ребёнка тьютором на уроке может быть поставлен и родителем. Алгоритм тот же – организуется встреча специалистов и родителя (ППК), обсуждается и принимается коллективное решение.

Так как тьютор, в соответствии с Профстандартом своей деятельности, отвечает за разработку ИОМ и сопровождение обучающегося в реализации его ИОМ, то тьютор может видеть, что сопровождение необходимо не на всех уроках. Это позволит ребёнку учиться быть более самостоятельным, при условии, что ребёнок справляется с заданиями учителя и соблюдает общие правила поведения во время урока. А учитель отслеживает их выполнение. Развивающие задачи, в том числе и по развитию самостоятельности ребёнка, должны быть прописаны в ИОМ. Тьютор должен находиться в диалоге с родителем и обсуждать возникающие у родителя вопросы (Этот функционал тьютора закреплён в Профстандарте.).

Документы, на которые я ссылалась в ответе:

https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/ — Положение о ППК

http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/tri-2020/tri-2020.pdf#page=1 — Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. — М.: МГППУ, 2020. — 192 с.

https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2021/02/Metodicheskie-rekomendatsii-dlya-PMPK-po-tyutoram-i-assistentam.pdf — Методические рекомендации для специалистов ПМПК по формулированию заключений, включающих рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и(или) тьютором.

Должен ли тьютор осуществлять психологическое консультирование своего подопечного?

В соответствии с профессиональным стандартом профессии, тьютор является педагогом в области воспитания. Его трудовые действия относятся, помимо педагогической сферы, и к психологической. Например, тьютор осуществляет педагогическую поддержку рефлексии обучающимися результатов реализации индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, проектов. В области проектирования образовательной среды тьютор повышает доступность образовательных ресурсов для освоения обучающимися ИОМ, учебных планов, проектов. Таким образом, деятельность тьютора предполагает знание основ психологии, психологических особенностей обучающихся с ОВЗ и применение приёмов и методик психологической работы. Психологическое консультирование является одним из видов помощи в разрешении проблем, связанных с моделями поведения, способностью принимать решения, эффективно планировать и осуществлять свою деятельность. Тьютор, являясь специалистом в области сопровождения образовательной деятельности обучающегося, может организовывать специальные занятия (тьюториалы), на которых обсуждать с тьюторантом причины возникающих сложностей, способы решения проблем. Таким образом, психологическое консультирование входит в функционал тьютора, его направленность определяется образовательными и воспитательными задачами для тьюторанта и его семьи.

Полагается ли тьютор подростку с ОВЗ в старшей школе?

Организация тьюторского сопровождения не зависит от возраста ребёнка и его образовательной ступени.

В соответствии с Законом об образовании (статья 42); письмом Министерства просвещения России  от 20 февраля 2019 года за № ТС-551-07 «О сопровождении образования обучающихся с ограниченными возможностями и инвалидностью», Положением о психолого-педагогическом консилиуме (https://edu.gov.ru/press/1713/minprosvescheniya-utverdilo-primernoe-polozhenie-o-psihologo-pedagogicheskom-konsiliume-obrazovatelnoy-organizacii/ ) (ППК)

образовательная организация разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут

(Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. – М.: МГППУ, 2020. ‒ 192с. — URL: http://www.psychlib.ru/inc/absid.php?absid=396645), по письменному заявлению родителя, в рамках которого специалисты рассматривают вопрос о необходимости тьюторского сопровождения. Тьюторское сопровождение, как одно из специальных условий сопровождения, организация обязана предоставить, в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Чтобы её пройти (если вы её не проходили), вам потребуется предоставить необходимые документы в комиссию, в том числе, подтверждающие наличие у ребёнка РАС.

Также, образовательная организация вправе организовать тьюторское сопровождение на основании вашего обращения в образовательную организацию о необходимости сопровождения вашего ребёнка тьютором, и только на основании решения ППК школы, в случае, если все участники ППК (включая и вас, как законного представителя ребёнка) достигнут понимания в необходимости тьюторского сопровождения.

Что делать, если у тьютора не складываются отношения с ребёнком, которого он сопровождает?

Необходимо понять, у кого сложилось такое впечатление? Если ребёнок говорит об этом, или показывает это своим поведением, рекомендуем вам предпринять следующие действия в соответствующем порядке:

  1. Обсудить проблему с самим тьютором. Послушать, что он сам думает по этому поводу? Если тьютор понимает это, и активно ищет способы и варианты для того, чтобы найти подход к ребёнку, советуется как с вами, с психологом, то, возможно, стоит немного подождать, дать время ребёнку и тьютору адаптироваться и найти формы совместного взаимодействия.
  2. Если вы видите, что тьютор не видит проблемы, вы можете обратиться к психологу (как школьному, так и внешнему), обсудив с ним возможные причины такой ситуации и способы её разрешения.
  3. Если это не помогло, вы можете обратиться в психолого-педагогический консилиум (ППК) школы, чтобы обсудить проблему.
  4. Если проблема не решена, вы можете обратиться в ППК с просьбой о поиске другого тьютора для вашего ребёнка.

Ваши обращения в ППК вам необходимо оформить в письменном виде (заявлении), а также просить ППК, по итогам обсуждения, дать вам ответ в письменной форме.

Положен ли тьютор в коррекционной школе в малокомплектном классе 6-7 человек с учителем-дефектологом?

Если психолого-педагогический консилиум школы придёт к такому решению – да. Также у ребёнка в рекомендациях ПМПК может быть прописана рекомендация по организации тьюторского сопровождения. Функционал тьютора прописан в Профстандарте профессии и отличается от функционала учителя-дефектолога. Учитель-дефектолог может выполнять трудовые функции тьютора при условии, что у него выделено на это необходимое время и он прошёл повышение квалификации по получению профкомпетенций в области тьюторского сопровождения.

Полезные документы и методические рекомендации:

https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/ — Положение о ППК

http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/tri-2020/tri-2020.pdf#page=1 — Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. — М.: МГППУ, 2020. — 192 с..

Положен ли тьютор на индивидуальном (надомном) образовании?

Если психолого-педагогический консилиум школы, к которой прикреплён ребёнок, придёт к такому решению – да. Также у ребёнка в рекомендациях ПМПК может быть прописана рекомендация по организации тьюторского сопровождения. Функционал тьютора прописан в Профстандарте профессии. Также стоит добавить, что родители могут самостоятельно воспользоваться услугами тьютора в частном порядке.

Положение о ППК: https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/ —

Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. — М.: МГППУ, 2020. — 192 с. http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/tri-2020/tri-2020.pdf#page=1

Стандарт деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаментy образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья —https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/260805220/

На какие указы-документы ссылаться, если в школе дают ассистента, а называют это тьюторством?

Тьюторское сопровождение для ребёнка организуется на основании решения психолого-педагогического консилиума с учётом рекомендаций ПМПК. В заседание ППК включаются родители (законные представители), на котором специалисты школы обоснованно объясняют родителям цели и задачи сопровождения ребёнка в образовательной организации. Эти и другие цели и задачи фиксируются в индивидуальном образовательном маршруте – документе, в разработке и согласовании которого должен принять участие и подписать родитель. Функционалы  ассистента и тьютора, их у прописаны в документах и методических рекомендациях:

https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2021/02/Metodicheskie-rekomendatsii-dlya-PMPK-po-tyutoram-i-assistentam.pdf — Методические рекомендации для специалистов ПМПК по формулированию заключений, включающих рекомендации по сопровождению ассистентом (помощником) и(или) тьютором.

http://psychlib.ru/resource/pdf/documents/tri-2020/tri-2020.pdf#page=1 — Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. — М.: МГППУ, 2020. — 192 с.

Также будет полезен следующий документ:

https://docs.edu.gov.ru/document/6f205375c5b33320e8416ddb5a5704e3/ — Положение о ППК

Сколько академических часов дают индивидуально со специалистами (психолог, логопед), если в заключении не указано точно, и правомерно ли их заменять на групповые?

Количество часов сопровождения специалистов предусматривается в соответствии с примерной АООП. В зависимости от программы, по которой обучается ваш ребёнок, а также индивидуальных особенностей ребёнка, количество часов может быть разным. В эти часы входят как групповые (подгрупповые), так и индивидуальные занятия. Это количество устанавливается в процессе разработки индивидуального образовательного маршрута для ребёнка и должно быть согласовано с родителями (представителями ребёнка). Количество часов индивидуальной и групповой работе зафиксировано (для образовательных организаций, подведомственных Департаменту г.Москвы в  «Стандарте деятельности государственных образовательных организаций, подведомственных Департаментy образования и науки города Москвы, по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья». https://www.mos.ru/donm/documents/normativnye-pravovye-akty/view/260805220/

Из этого следует, что заменять индивидуальные часы групповым неправомерно. Формы занятий с ребёнком должны быть обоснованы, указаны в его ИОМе и согласованы с родителями (законными представителями).

Как правильно себя вести и на чем акцентировать внимание специалистов пмпк, чтобы получить точные условия и рекомендации в заключении?

На ПМПК необходимо предоставить характеристики специалистов, которые занимаются или занимались с ребёнком, содержащие объективную и актуальную на момент прохождения ПМПК информацию об особенностях ребёнка. Также важно озвучить свои наблюдения о том, как ведёт себя ребёнок в период адаптации к новым образовательным условиям — особенности взаимодействия с незнакомыми взрослыми, сверстниками и адаптация к новым пространствам (помещения, предметы в помещениях), каким образом выражает дискомфорт, каким образом  и как долго идёт адаптация.

Ознакомиться с рекомендациями по формулировкам ПМПК можно в этом документе:

https://iro86.ru/index.php/zhurnaly/metodicheskie-rekomendatsii-posobiya/metodicheskie-rekomendatsii-po-inklyuzivnomu-obrazovaniyu/291-primernye-formulirovki-zaklyuchenij-spetsialistov-pmpk-uchityvayushchie-razlichnye-nozologicheskie-osobennosti-obsleduemykh-lits

Каковы обязанности тьютора на классе?

Тьютор осуществляет свою профессиональную деятельность в соответствии с Профстандартом деятельности тьютора. Трудовыми функциями тьютора являются: Педагогическое сопровождение реализации обучающимися индивидуальных образовательных маршрутов (ИОМ), проектов, организация образовательной среды для реализации обучающимися ИОМов, проектов, методическое обеспечение реализации обучающимися ИОМов, проектов. Конкретные формы работы тьютора на классе устанавливаются в процессе работы Психолого-педагогического консилиума и зависят от потребностей обучающихся.

В классе, где учится мой ребёнок, есть ученик, которому явно нужен тьютор, как этого добиться?

Если родители ребёнка считают, что тьютор нужен другому ученику класса, то, в первую очередь, они могут обсудить этот вопрос с классным руководителем, который, в свою очередь, может обсудить этот вопрос с родителями ученика. При достижении согласия по этому вопросу с родителями ученика классный руководитель вправе обратиться в психолого-педагогический консилиум школы (ППК), либо предложить родителям ученика сделать это самим. Родители вправе написать заявление с просьбой о предоставлении образовательной организацией тьюторского сопровождения их ребёнка. На ППК  это заявление должно быть рассмотрено и принято соответствующее решение. Родители приглашаются к участию в работе ППК, на котором обсуждается и решается вопрос о том, каким образом можно организовать тьюторское сопровождение ребёнка. Для этого существуют различные алгоритмы, например, будет ли выделен тьютор из штата специалистов школы, либо включён в штат специалистов школы. Возможно, родителям будет предложено пройти ПМПК и получить рекомендацию комиссии об организации тьюторского сопровождения ребёнка, в случае, если ребёнок не проходил ПМПК. Но прохождение ребёнком ПМПК для решения о предоставлении тьютора не является обязательным.

Может ли школа организовать тьюторское сопровождение моего ребёнка посреди учебного года?

Да, может. Классный руководитель или учитель-предметник может обратиться в психолого-педагогический консилиум школы (ППК) с просьбой о рассмотрении вопроса о тьюторском сопровождении обучающегося. ППК принимает соответствующее решение. На ППК по данному вопросу приглашаются родители обучающегося.

Если у моего ребёнка нет инвалидности, полагается ли ему тьютор?

Образовательная организация вправе организовать тьюторское сопровождение на основании вашего обращения в образовательную организацию о необходимости сопровождения вашего ребёнка тьютором, для этого достаточно решения ППК школы, в случае, если все участники ППК (включая и вас, как законного представителя ребёнка) достигнут понимания в необходимости тьюторского сопровождения.

Может ли родитель быть тьютором для своего ребёнка?

Родитель может быть тьютором для своего ребёнка, при условии, что родитель готов выполнять функционал тьютора в соответствии с Профстандартом профессии, но это нежелательно, так ребёнку сложно перестроиться на взаимодействие с родителем, находящимся в другой социальной роли. Также специалист, выполняющий обязанности тьютора, должен иметь высшее педагогическое или психологическое образование и стаж работы не менее 2 лет. На практике, родители, помогающие своему ребёнку учиться, в большей степени выполняют функционал ассистента, либо помощника учителя. При принятии решения о сопровождении своего ребёнка родителем стоит учесть как отрицательные стороны этого варианта сопровождения, так и положительные. Например, если ребёнок в период адаптации к школе, может быть спокоен только в присутствии родителя, то присутствие родителя может быть временно уместным. Но в последующем, индивидуальный образовательный маршрут ребёнка, должен включать в себя задачу по развитию самостоятельности ребёнка и продуктивного навыков взаимодействия со специалистами образовательной организации без помощи родителей.

Может ли тьютор помогать ребёнку делать домашние задания?

Да, тьютор может это делать в рамках разработанного индивидуального образовательного маршрута обучающегося, где эта форма взаимодействия тьютора и обучающегося будет прописана. При этом, задачи, которые должны решаться в рамках этой формы взаимодействия, должны отличаться от задач, решаемых учителем или репетитором. Эти задачи формулируются в соответствии с Профстандартом тьютора, например: повышение самостоятельности обучающегося в поиске необходимых источников для подготовки домашних заданий, развитие способности к анализу эффективности прилагаемых усилий, повышение мотивации к выполнению заданий, развитие интереса к учебной деятельности.

Взаимодействует ли тьютор с родителями ребёнка, которого сопровождает?

Да, тьютор активно взаимодействует с родителями обучающегося, на всех этапах своей работы. На аналитическом этапе знакомится с ребёнком, анализирует сопроводительные документы, беседует с родителями, выявляя образовательный запрос родителей и ребёнка и помогая им его сформулировать, проводит анкетирование, личностно-ресурсное картирование и помогает родителям в процессе разработки индивидуального образовательного маршрута. На реализационном этапе тьютор находится на связи с родителями, информируя их о том, как идёт процесс реализации ИОМ, обсуждает возникающие вопросы, помогает в решении проблем, на аналитическом этапе обсуждает с родителями достигнутые результаты, а также, на всех этапах тьютор является координатором взаимодействия родителей и специалистов школы в рамках разработки и реализации ИОМ обучающегося.

Может ли тьютор быть внешним специалистом, то есть нанят родителями, если школа не имеет возможности его предоставить?

Да, может. При этом, образовательная организация должна определиться со статусом такого тьютора, например, заключить с тьютором волонтёрский договор, в котором будет прописан функционал тьютора в рамках Профстандарта тьютора и в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося. Правовые отношения тьютора и родителя устанавливаются непосредственно родителями обучающегося и тьютором.

Положен ли ребёнку, который учится в коррекционной школе, тьютор, если ему 19 лет?

В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации и Профстандартом тьютора, тьютор может быть у любого обучающегося, не зависимо от типа образовательной организации, в которой обучается ребёнок, и его возраста. Если ребёнок старше 18 лет, то вопрос о необходимости тьюторского сопровождения может быть решён 2 способами: в самой образовательной организации на Психолого-педагогическом консилиуме (ППК), в работе которого принимают участие специалисты образовательной организации, также на ППК приглашаются обучающийся и его родители (законные представители), либо родители (законные представители) в частном порядке приглашают тьютора, с которым образовательная организация заключает соответствующий договор (например, волонтёрский, или трудовой). Таким образом, необходимость в тьюторском сопровождении обучающегося в коррекционной школе не является обязательной, но при установлении специалистами необходимости в тьюторском сопровождении, существуют соответствующие процедуры по его назначению. Также родители могут тоже быть инициаторами тьюторского сопровождения своего ребёнка.

Могут ли родители нанять тьютора на класс коррекционной школы, где учатся их дети?

Да, могут. Для этого им необходимо принять участие в Психолого-педагогическом консилиуме школы, на котором этот вопрос будет обсуждён и в случае положительного решения специалисты ППК и родители должны будут решить, каким образом будет найден тьютор (выделен из штата специалистов школы, либо включён в штат специалистов школы).

Может ли тьютор работать с ребёнком не в школе, а дома, после школы?

Да, может. Способы и формы сопровождения ребёнка тьютором описываются по итогам работы психолого-педагогического консилиума школы, прописываются в индивидуальном образовательном маршруте обучающегося, в случае, если тьютор является специалистом данной образовательной организации. Родители также могут нанять тьютора в частном порядке, который будет сопровождать ребёнка вне школы. В этом случае важно, чтобы тьютор, в соответствии с Профстандартом деятельности тьютора, осуществлял связь с образовательной организацией и соотносился в своей работе с индивидуальным образовательным маршрутом, разработанным для обучающегося специалистами образовательной организацией.

Может ли учитель коррекционной школы быть одновременно и тьютором?

Учитель любой образовательной организации может иметь тьюторские компетенции, то есть, в своей работе исполнять трудовые функции тьютора, описанные в Профстандарте тьюторской деятельности. Если речь идёт о работе тьютора, то есть выполнении должностных обязанностей, которые оплачиваются образовательной организацией, то это должно быть отражено в трудовом договоре с учителем (выделены часы за эту работу, предусмотрена их оплата и т.д.). Также у такого специалиста должно быть подтверждённое соответствующим документом образование (например, курсы повышения квалификации или переподготовки «Тьюторство в сфере образования» и т.п.). Также учитель может иметь дополнительную нагрузку, работая в соответствующие часы тьютором.