Гращенкова Елена Леонидовна

Кандидат педагогических наук, филолог, психолог образования.
Смоленский государственный педагогический институт 1997 год.
Смоленский государственный педагогический университет 1998 год.
Смоленский государственный педагогический университет, ассистент, доцент кафедры психологии, 1998-2003.
Московский гуманитарный педагогический институт, доцент кафедры педагогики и психологии, 2004-2006.
Московский городской психолого-педагогический университет, руководитель Лаборатории психологического мониторинга 2007-2009.
Старший научный сотрудник Института проблем инклюзивного образования, 2009-2016.
Направление научных исследований: психология образования, система общего образования РФ, мониторинговые исследования, инклюзивный процесс в образовании, психология и педагогика детского чтения.
Научные интересы:
Инклюзивные процессы в образовании России и мира, мониторинговые исследования, соцопросы, психолого-педагогическая экспертиза образовательных учреждений, популяризация идеи инклюзии, психология и педагогика детского чтения.

Научные труды

  1. Гращенкова, Е. Книги, которые выбирают дети. Школьный психолог — Первое сентября. — 2016. — № 9/10. — С. 58-59
  2. Неограниченная свобода выбора для детей с ограниченными возможностями здоровья в культурно-образовательном проекте «Книга года: выбирают дети». Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы. – М., 2015. С.479-482
  3. Книжный конкурс как способ развития мотивации чтения у современных детей. Филологическая наука и школа: диалог и сотрудничество: сб. тр. по материалам VII Всероссийской научно-практической конференции: в 2 ч / отв. ред. Л.В. Дудова. – Ч.1. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2015. С. 154-161.
  4. «Книга года: выбирают дети»: итоги и материалы конкурса. Классное руководство и воспитание школьников — Первое сентября. —  2015 — N07-08.
  5. Состояние специальных образовательных условий для лиц с ДЦП в учреждениях системы профессионального образования Москвы (статья). Профессиональное образование. Столица. – М., 2013.
  6. Импульс к развитию: какие книги дети считают лучшими (статья). Классное руководство и воспитание школьников — Первое сентября. — 2013. — № 4 (128). — С. 13-15.
  7. Все справедливо! как дети выбирают книги (статья). Классное руководство и воспитание школьников — Первое сентября. — 2013. — № 1 (125).
  8. Книга года: выбирают дети. Новый книжно-образовательный проект, который меняет отношения ребёнка и книги (статья). Библиотека в школе — Первое сентября. — 2013 — N6.
  9. Мой круг чтения: ребенок как субъект собственной читательской деятельности (статья). Школьный психолог — Первое сентября. — 2012. — № 2. — С. 34-37 : 4 ил.
  10. Открытая книга. Проект развития детского чтения  (статья). Классное руководство и воспитание школьников — Первое сентября. —  2012 — N9.
  11. Результаты мониторинга состояния сети инклюзивных образовательных учреждений города Москвы: осень 2012 г. (отчет по НИР). МГППУ, 2012
  12. Choices Reading Lists in Russia. Reading Today Online. – August, 2012.
  13. Состояние сети образовательных учреждений Москвы, реализующих инклюзивную практику: весна 2012 (отчет по НИР). МГППУ, 2012.
  14. Создание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ в образовательных учреждениях — результаты городского мониторинга (доклад, презентация). Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в системе общего образования: Материалы Городского  научно-практического семинара. М., 2012.
  15. Мониторинговое исследование потребности детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании (отчет по НИР). МГППУ, 2011.
  16. Запрос родителей на инклюзивное образование: потребности, мифы, проблемы (доклад, презентация). Создание эффективной системы поддержки обучения детей с ОВЗ в образовательных учреждениях, реализующих инклюзивную практику:  Материалы Городского научно-практического семинара. М. 2011.
  17. Мониторинг готовности педагогов общеобразовательных школ к реализации инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы (отчет по НИР). МГППУ, 2011.
  18. Психология и педагогика чтения сегодня: развитие Читателя (статья). Сборник VIII межрегионального фестиваля по продвижению книги и чтения «Осень в Михайловском». Псков, 2011.
  19. Психолого-педагогическая технология развития читательской, информационной и исследовательской компетентности младших школьников (статья). XV Международная научно-практическая конференция «Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения». М., 2010.
  20. Исследование чтения: психологический мониторинг читательской компетентности (статья). Всероссийская научно-практическая конференция «Современный читатель: эволюция или мутация?» СПб., 2010.
  21. Библиотерапия как технология психолого-педагогического сопровождения социокультурного развития личности школьника (статья). V Всероссийская научно-практическая конференция по психологии и педагогике чтения «Чтение и развитие личности». Материалы. М., 2010.
  22. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования «Содержание и ресурсное обеспечение профессиональной деятельности педагогов-психологов в системе образования Российской Федерации» (монография). МГППУ, 2009.
  23. Аналитический отчет по результатам Всероссийского мониторинга Службы практической психологии образования. Часть I. Анализ профессиональной деятельности педагогов-психологов системы образования в современных условиях (монография). Общероссийская общественная организация «Федерация психологов образования России», 2008.
  24. Профилактика и коррекция отверженности в детской группе. Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы: материалы научно-практической конференции /под ред.  Э.И.Медведь. – М.: МГПИ, 2008.
  25. Использование технологий библиотерапии в воспитательной работе с детьми в образовательном учреждении (статья). Ученые записки Московского гуманитарного педагогического института.  т.5. – М., МГПИ, 2007.
  26. Что должен знать педагог о лидерах и изгоях в детской группе (статья). Журнал «Вожатый века» – м., 2007.
  27. Роль технологий библиотерапии в формировании круга чтения школьников (статья). Филологические традиции в современном литературном и лингвистическом образовании: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – М, МГПИ, 2007.
  28. Использование технологий библиотерапии в воспитательной работе с детьми в образовательном учреждении (статья). Русский язык и культура речи в профессиональной подготовке педагогических кадров: Материалы научно-практической конференции– М., МГПИ, 2007.
  29. Подготовка будущих педагогов к применению коррекционно-развивающих технологий в воспитательной работе (статья). Профессиональное воспитание будущих педагогов: актуальность, проблемы и перспективы: Материалы межвузовской научно-методической конференции. – М, МГПИ, 2007.
  30. Исторический опыт организации воспитательного процесса гуманитарной школы: воспитательная система Московской частной мужской классической гимназии Л.И.Поливанова (статья). «Научный поиск в воспитании: Материалы международной научно-практической конференции парадигмы, стратегии, практики:  (МГПИ, 2007).
  31. Профилактика и коррекция межличностных отношений в детской группе: лидерство и отверженность (статья). Социально-педагогические и социально-психологические проблемы воспитания: Сборник научных статей / Под ред. А.В.Иванова. – М.: АПКиППРО, 2007.
  32. Коррекционно-развивающие технологии в системе воспитательной работы с детьми-сиротами (статья). Особенности развития и воспитания детей раннего возраста в условиях столичного мегаполиса: Материалы межвузовской научно-практической конференции. – М., 2007.
  33. Социально-психологические тренинги как форма практической подготовки и метод профессионального воспитания будущих социальных педагогов (статья). Профессиональное воспитание: актуальность, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции /Под ред. Э.И.Медведь. – М.: МГПИ, 2006.
  34. Социально-педагогические условия и методы развития творческой личности в воспитательной системе элитарных школ России: из опыта Поливановской гимназии» (статья). Педагогические основы развития креативности личности в процессе социализации: Материалы научно-практической конференции. – М., МГПИ, 2005 г.
  35. Психологическая диагностика педагогических способностей (статья). Теория и практика психологии образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Смоленск, 2005.
  36. Психопрофилактическая работа с несовершеннолетними в условиях подросткового реабилитационного социально-психологического центра (статья). Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Смоленск, 2004.
  37. Ментальные проявления имиджа учителя (статья). Менталитет и образование: Доклады Международной научной конференции. – Смоленск, 2004.
  38. Социально-психологические тренинги в учебном процессе психолого-педагогического факультета (статья). Теория и практика психологии образования: Материалы 2-й российской научной конференции/ Под ред. С.П.Иванова. – Смоленск: СГПУ, 2002. – 184 с. – С.172-176.
  39. Гуманистическая направленность педагогической концепции Л.И.Поливанова (автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Смоленск, 2002.
  40. Л.И.Поливанов и его гимназия (статья). Народное образование в России. – 2000. — № 10. – С. 275-280.
  41. Теоретико-методологические основы формирования духовности личности в педагогической концепции Л.И.Поливанова (1838-1899) (тезисы). Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике (конец   XIX — 90-е гг. XX вв.): Тезисы докладов и выступлений XX-й сессии Научного Совета по проблемам истории образования и педагогической мысли/ Под научн. ред. З.И.Равкина. – М.: Институт теории образования и педагогики РАО, 2000. — С. 44-50.
  42. Л.И.Поливанов и его гимназия (статья). Педагогика. – 2000. № 8. — С. 79-84.
  43. Уроки здравого смысла для молодого специалиста (статья). Подготовка учителя начальных классов: опыт, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Смоленск, 1999. — С. 174-177.
  44. Русская частная гимназия XIX века как тип инновационного учебного заведения: образовательная система Поливановской гимназии (статья). Школа на рубеже веков: Материалы докладов Всероссийской научной конференции, посвященной памяти профессора А.Е.Кондратенкова. — Смоленск: СГПУ, 2000. – С. 285-288.
  45. Л.И.Поливанов – организатор первых Всероссийских Пушкинских торжеств (статья). Педагогика. — 1999. № 4. — С. 86-90.
  46. Личностно ориентированное образование как воспитание индивидуальности: Из опыта работы Поливановской гимназии (статья). Теоретические и практические проблемы психологии образования: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 110-летию со дня рождения С.Л.Рубинштейна. — Смоленск, 1999. — С. 230-232.
  47. К проблеме адаптации молодого специалиста в школе или школа выживания молодого специалиста (статья).
  48. Воспитание человека будущего в гуманистической педагогике Л.И.Поливанова (статья). Спорт. Олимпизм. Гуманизм: Межвузовский сборник научных трудов. — Смоленск: СГИФК, СОА, 1999. – Вып. 3. — С. 310-315.
  49. Гуманистические тенденции в среднем образовании второй половины XIX века: Поливановская гимназия (тезисы). Специфика профессионального педагогического образования на современном этапе: Тезисы докладов научно-практической конференции. — Смоленск: СГПУ, 1998. — С. 44-45.
  50. Гуманистическая направленность обучения в гимназии Поливанова (статья). Гуманизация образования: новые формы и методы: Материалы Всероссийской научной конференции. — Смоленск: СГПУ, 1998. — С. 82-84.

Учебные издания

  1. Психолого-педагогическая диагностика: учебно-методическое пособие  для студентов заочного отделения (учебное пособие). МГПИ, 2009.
  2. Психолого-педагогическая диагностика: Учебно-методический комплекс (учебно-методический комплекс). МГПИ, 2007.
  3. Психолого-педагогическая диагностика (раздел в учебном пособии). Термины и понятия: словарь-справочник по специальности «социальная педагогика» под ред. Иванова А.В. – М., 2007.