В некоторых школах администрация пытается охватить тьюторским сопровождением детей, которым ПМПК рекомендует «общее тьюторское сопровождение» при этом на одного тьютора может приходиться до 50 детей. Возникает вопрос, какими документами регламентируется количество детей на ставку тьютора. Со сколькими детьми может работать тьютор?

Количество обучающихся на ставку тьютора регламентируется порядками «Приказ Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам дошкольного образования» Признан утратившим силу Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. N 1014

На каждую группу компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения (слепых), или расстройствами аутистического спектра, или умственной отсталостью (умеренной и тяжелой степени) — не менее 1 штатной единицы тьютора.

При получении дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья в группах комбинированной направленности для организации непрерывной образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей детей в штатное расписание вводятся штатные единицы следующих специалистов: учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учитель-логопед, педагог-психолог, тьютор, ассистент (помощник) из расчета 1 штатная единица.

  • тьютора на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
  • ассистента (помощника) на каждые 1-5 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Приказ Минпросвещения России от 28.08.2020 N 442 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» Признан утратившим силу аналогичный Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015.

При организации образовательной деятельности по адаптированной общеобразовательной программе создаются условия для лечебно-восстановительной работы, организации образовательной деятельности и коррекционных занятий с учетом особенностей обучающихся из расчета по одной штатной единице:

тьютора, ассистента (помощника) на каждых 1 — 6 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Как тьютор, в соответствии с положениями Профстандарта «специалист в области воспитания» Обобщенная трудовая функция – тьюторское сопровождение, вы можете осуществлять «Общее тьюторское сопровождение», которое предполагает, что изучив характеристики обучающихся составленные педагогами и специалистами, вы дадите общие рекомендации по организации образовательной среды для учеников, которые в этом нуждаются.

Рекомендации ПМПК по тьюторскому сопровождению и сопровождению ассистентом комментирубтся в письме Министерства просвещения.

При этом, для детей, обучение которых должно, по рекомендациям ПМПК, идти по адаптированным общеобразовательным программам, должен быть составлен ИОМ — индивидуальный образовательный маршрут, в котором должно быть прописано участие всех специалистов (цели, задачи, приёмы работы). ИОМ должен быть согласован с родителями, которые должны будут написать заявление о просьбе в разработке ИОМа.

Рекомендации по разработке ИОМ

Если у ребёнка нет рекомендаций ПМПК, то, в письме Министерства просвещения РФ от 20 февраля 2019 г. № ТС-551/07 написано, что тьюторское сопровождение ребенку может рекомендовать не только ПМПК, но и психолого-педагогический консилиум.

В Какова норма рабочего времени для тьютора?

Вашу нагрузку как тьютора, часы очного взаимодействия с детьми и методические часы, необходимо прописать в вашем договоре или должностных инструкциях, как у любого педагога. Тьютор является педагогом, специалистом в области воспитания, и норматив по загрузке надо брать такой же, как и у других специалистов в области воспитания (в соответствии с Единым квалификационным справочником педагогических профессий) и Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 N 1601 (ред. от 13.05.2019) О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре.

Для тьютора определена норма рабочего времени 36 часов в неделю. Тьютор не является учителем или преподавателем и норма, для которых предусмотрена 18-часовая норма преподавательской (учебной нагрузки) не является обязательной. Поэтому распределение часов непосредственной работы с детьми и методической работы должно происходить в соответствии с договорённостями работодателя и тьютора.

Книга И.Карпенковой «Тьютор в инклюзивной школе» — теоретические и методические аспекты работы тьютора и примеры:

Ссылка

Другие книги по тьюторству, полезные для изучения администрацией:

Ссылка

Ссылка

Методическое пособие «тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования». Карпенкова И.В., Самсонова Е.В., Алёхина С.В., Кутепова Е.Н. — М.: «МГППУ», 2017.

Какое рабочее место должно быть у тьютора в случае, если ребёнку требуется отдельное от класса пространство для работы с ним?

Этот вопрос касается создания образовательной среды. Если, помимо нахождения в классе, ребёнку (или небольшой группе детей), требуется отдельное помещение, как тьютор, вы можете обратиться к администрации школы, с информацией о том, что для работы с ребёнком необходимы определённые условия, ваши выводы стоит подкрепить выводами психолога, фиксацией бесед с родителями по тому или иному вопросу, например, что часть письменных уроков ребёнок пока может делать только в индивидуальном сопровождении и вне класса. На это время либо вы, либо дефектолог или психолог занимаетесь ребёнком индивидуально на материале, который изучается по предмету в классе.

Если ребёнку необходимо время от времени выходить с урока для снятия напряжения, он может это делать в сопровождении педагога, вас, в каком-то конкретном месте. Для этого нужно, если это поможет ребёнку, оборудовать уголок в рекреации, либо гулять по школе — то, как ребёнок сможет разгрузиться, определяется опытным путём, наблюдением за ребёнком и беседами с ним или его родителями.

Также в школе есть «малопосещаемые» пространства, например, библиотека. Возможно, именно в вашей школе, найдутся и другие малозагруженные кабинеты, где время от времени можно находиться с тьюторантом. Это может быть даже, например, учительская, если учителя в это время на уроках. Например, в одной из школ таким местом «уединения» был проходная, но просторная комната перед учительской, куда поместились стол и 2 стула. Это пространство отгородили ширмой, обуютили его, и занимались тогда, когда это было необходимо. Учителя в это время старались закрывать дверь в саму учительскую, чтобы не было лишнего шума.