МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ИНСТИТУТ ПРОБЛЕМ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ МГППУ
Экспертно-аналитическая сессия
«Обсуждение данных мониторинга состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования»
13 января 2023 года Институт проблем инклюзивного образования МГППУ провел экспертно-аналитическую сессию, посвященную обсуждению данных мониторинга состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования.
В сессии приняли участие федеральные эксперты в сфере инклюзивного образования, руководители и педагоги общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций среднего профессионального образования, научные сотрудники.
На сессии были представлены результаты апробации мониторинга состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования в 10 регионах РФ.
Ведущие:
Алехина Светлана Владимировна – проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор ИПИО МГППУ представила результаты мониторинга состояния инклюзивной образовательной среды в общеобразовательных организациях.
Результаты данных мониторинга состояния инклюзивной образовательной среды в профессиональных образовательных организациях среднего профессионального образования представили:
Самсонова Елена Валентиновна – руководитель научно-методического центра ИПИО МГППУ, кандидат психологических наук
Быстрова Юлия Александровна — ведущий научный сотрудник ИПИО МГППУ, доктор психологических наук
Мануйлова Виктория Викторовна — доцент Института специального образования и психологии МГПУ, доктор педагогических наук
На сессии подчеркивалось, что создание инклюзивной образовательной среды рассматривается как способ создания равных условий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, повышению их учебных результатов, социализации и реализации творческого потенциала. Проведение комплексного федерального мониторинга позволит представить объективную картину современного состояния инклюзивной образовательной среды в организациях общего образования и изменений, происходящих в ней.
Объект мониторинга – образовательные организации 3 уровней образования (ОО, ДОО, ПОО СПО), участники мониторинга – администраторы, педагоги, родители, обучающиеся.
Предмет мониторинга – компоненты и показатели, характеризующие инклюзивную образовательную среду региона.
Задачи мониторинга
- Апробация теоретической модели инклюзивной образовательной среды, подбор компонентов, показателей и индикаторов, позволяющих системно описать значимые элементы инклюзивной образовательной среды.
- Фиксация точек зрения участников образовательного процесса (администрации, преподавателей и родителей) в части изменений в деятельности образовательной организации, обусловленных формированием инклюзивной образовательной среды по созданию равных условий для обучающихся.
- Анализ состояния ИОС в масштабе региона, описание региональной специфики по уровням образования – ООО, ДОО, СПО.
- Анализ внедрения инклюзивной среды с учетом особенностей образовательных организаций и специфики территорий.
- Выявление проблем и дефицитов инклюзивной образовательной среды на школьном, региональном и федеральном уровнях, в том числе у образовательных организаций, демонстрирующих низкий уровень сформированности инклюзивной образовательной среды.
- Формирование рекомендаций по развитию инклюзивной образовательной среды на школьном, региональном и федеральном уровнях.
После представления результатов состоялось обсуждение данных. Участники обсуждения подчеркнули важность и актуальность представленных сведений, поддержали необходимость проведения такого рода мониторинга и поделились своими наблюдениями по исследуемым фактам.