17 декабря 2018 года Институт проблем инклюзивного образования МГППУ провел Научно-практическую конференцию «Профессиональная готовность педагогов в реализации инклюзивного образования» в рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские среды для учителей. Шаг в инклюзию».
Конференцию посетило более 200 человек.
На конференции выступили:
Алехина Светлана Владимировна — к. психол. наук, проректор по инклюзивному образованию МГППУ, директор ИПИО МГППУ с сообщением «Профессионализм педагога как критерий качества инклюзивного образования».
Самсонова Елена Валентиновна — к. психол. наук, руководитель НМУ ИПИО МГППУ с с сообщением «Профессиональная готовность педагога к реализации инклюзивного образования».
Белозерская Ольга Валентиновна — старший преподаватель Факультета клинической и специальной психологии МГППУ рассказала о эмоциональных ресурсах готовности педагога к инклюзии.
Артемова Ева Эдуардовна – к. пед. наук, декан Факультета клинической и специальной психологии МГППУ рассказала о обеспечении профессиональной готовности к инклюзии педагогов в вузе.
В рамках Конференции проходил Круглый стол «Ресурсы и дефициты образовательных организаций для реализации инклюзивной практики». В обсуждении вопросов приняли участие: Розенблюм Софья Александровна – руководитель службы психолог-педагогического сопровождения ГБОУ СОШ № 1540
Малахова Ольга Николаевна – учитель инклюзивного класса ГБОУ СОШ № 1399
Егорова Светлана Александровна — учитель ресурсного класса ГБОУ СОШ № 2070
Новосельцева Лариса Владимировна, Котова Ольга Николаевна – педагоги-психологи ГБОУ Школа № 2092
Усова Анна Петровна – дефектолог ГБОУ СОШ № 2083.
Темой конференции был вопрос: Готов или не готов современный учитель к инклюзивному образованию? В этом ли основной вопрос? Инклюзия сама по себе является процессом системного изменения образования — они или происходят или не происходят. Факт состоит в том, что если ребенок с особенностями появляется в классе у учителя, то по-прежнему учитель работать уже не может. Ребенок обращает на себя внимание и требует дополнительных усилий педагога. Эти усилия и надо обсуждать, ставя вопрос о готовности к инклюзии: это дополнительные знания о особенностях развития детей, это новые образовательные задачи, это новые технологии ведения урока. Здесь нужна педагогу помощь специалистов и во многом методистов. Очень многое зависит от директора, поскольку вариативные условия — тьютор, дополнительные ставки специалистов, различные образовательные маршруты, зависят от организационных условий, созданных при поддержке администрации. Но и от учителя зависит очень многое — поскольку один ребенок с особенностями только обнаруживает тот факт, что каждый ребенок — особенный, т.е. все дети класса — разные, а значит, рассматривать и создавать из них массу, сидящую спокойными рядами — невозможно. Дети могут активно включиться в образование, если учитель создаст условия для разной активности их на уроке и перестанет прибегать только к технологиям трансляции. Дети — разные — эту истину стоит принять. Как с этим работать учителю – вопрос, на который надо ответить.
На Круглом столе участники в ролевых позициях учителя инклюзивного класса, специалистов, (к сожалению, не было директора), учителя ресурсного класса обсуждали практику организации инклюзивного образования в Москве. Есть в Москве и реализованные модели вариативных образовательных маршрутов и действующие психолого-педагогические консилиумы и талантливые педагоги, по-новому работающие со всем классом, но это очень небольшая часть от всех школ, у которых остается очень много вопросов.
На нашем Цикле мероприятий «Университетские среды для учителей. Шаг в инклюзию» мы постарались ответить на эти вопросы — показав, как работает взаимодействие специалистов, учителей и методистов при разработке специальных образовательных условий для детей, при использовании инклюзивных технологий на уроках. Но эта тема требует еще много и много усилий. Будем продолжать!