Отчет по конфереции «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ»
5 апреля 2018 года в ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет успешно прошла Всероссийская научно-практическая конференция «Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ».
Участниками стали более 250 человек в очном формате и более 300 человек — онлайн.
Конференция была посвящена обсуждению целей, задач, организационных форм тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в соответствии с профессиональным стандартом и запросами образовательной практики.
С пленарными докладами на конференции выступили:
- Ковалева Татьяна Михайловна, президент Межрегиональной тьюторской ассоциации, эксперт ИНО МГПУ д.п.н., профессор.- — Ресурсность тьюторской позиции в современном образовании (презентация)
- Волосовец ТатьянаВладимировна — директор ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО», д.п.н., профессор — Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания»: роль тьютора в образовании детей с ОВЗ. (презентация)
- Самсонова Елена Валентиновна, руководитель научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ, к. психол. н. Профессиональная подготовка тьюторов в вузах и организация практики студентов как ресурс для тьюторского сопровождения детей с ОВЗ. (презентация)
- Дониченко Ольга Георгиевна, руководитель ЦПМПК города Москвы — Задачи тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ в образовательных организациях. (презентация)
Участники поднимали такие вопросы как, кто такой тьютор и какие профессиональными компетенциями он должен обладать, что такое профессиональный стандарт и требования к профессии тьютор, какие есть особенности и различия тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ с учетом их возрастной нормы, какие есть организационные модели и технологии тьюторского сопровождения.
Особенно стоит отметить активное полемику на панельной дискуссии по теме “тьютор в системе образования”, где обсуждали различие принципов индивидуального подхода к ребенку и индивидуализации. Индивидуальный подход предполагает, что деятельность тьютора делается для ребенка без его осознанного участия, индивидуализация предполагает разработку индивидуального образовательного маршрута вместе с ребенком, тьютор в этой работе усиливает субьектность, осознанность, авторство самого ребенка. “Индивидуализация — родовая характеристика тьюторства” — это позиция Президента Международной тьюторской ассоциации Татьяны Ковалевой. Как может быть реализован этот подход в современной школе? Какие изменения должны произойти в условиях организации образовательного процесса, чтобы возникло пространство для тьютора в школе? Кого усиливает тьютор-учителя или ребенка? Какой запрос родителя обращен к тьютору — поддержка ребенка или адаптация его к условиям школы? Какие ожидания у учителей от тьютора: сделайте так, чтобы особый ребенок не мешал мне вести урок и не отвлекал меня от «основной массы» или тьютор поможет ребенку осознать свои интересы, построить свои образовательные тропы, и это изменит взаимоотношения учителя и ученика — не нужно будет тянуть ребенка по руслу программы — поставьте парус, научите рулить — ребенок сам поплывет в выбранном направлении. Такую тьюторскую работу может сделать и учитель. А позиция директора школы, который эту позицию, как учитель реализует на уроке поддерживает принципы индивидуализации и в масштабе школы.
Также были проведены мастер-классы по актуальным темам тьюторской практики:
- Особенности тьюторского сопровождения обучающихся с нарушениями эмоционально-волевой сферы Ведущие:Загуменная О. В. – учитель автономного класса,Васильева А. В., Кистень В. В., Петрова О.Н. – тьюторы Федеральногоресурсного цен-тра по организации комплексного сопровождения детей с РАС МГППУ
- Тьюторское сопровождение. Развитие самостоятельности ребенка с ОВЗ.
Ведущие: Ковалева Т. М.,
Президент Межрегиональной Тьюторской Ассоциации.
Карпенкова И.В.- тьютор,
психолог НПЦ «Наш Солнечный Мир», канд.соц.н.
- Тьюторское сопровождение обучающихся с ОВЗ в процессе студенческой практики: кейсы, тренинги (факультет Клинической и специальной психологии МГППУ)
Ведущие:
Лыкова Н.С.- заместитель декана по внеучебной работе,
Белозерская О.В. – старший преподаватель факультета
Макаревич М.- студентка факультетаТехнологии тьюторского сопровождения детей с нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы
- Работа тьютора в модели»Ресурсный класс». Использование методов прикладного анализа поведения.
Ведущие: Сударикова М.А. — сертифицированный специалист по прикладному анализу поведения БФ «Искусство быть рядом», Ефремова А.Р. — клинический психолог, куратор ресурсного класса, специалист по прикладному анализу поведения, БФ «Искусство быть рядом», Богорад П.Л. — дефектолог (ФРЦ МГППУ), консультант БФ «Искусство быть рядом», волонтер РОО помощи детям с РАС «Контакт».
- Технологии рефлексивно-деятельностного подхода в работе тьютора.
Презентация кейса. Ведущие: Зарецкий В.К. – профессор Факультета Консультативной и клинической психологии МГППУ
Гордон М.М. – старший преподаватель Факультета Консультативной и клинической психологии МГППУ
На Круглом столе обсуждались вопросы практической организации деятельности тьютора на практике.
- Организация тьюторского сопровождения детей с ОВЗ в Приморском крае — Степкова О. В., к.п.н., доцент ДВФУ г. Владивосток, руководитель Центральной ПМПК Приморского края.
- Опыт тьюторского сопровождения детей со статусом ОВЗ в образовательном комплексе – Филакова Е.М., руководитель психолого-педагогической службы ГБОУ Школа города Москвы №1450 «Олимп».
- Практика реализации права на тьюторскую поддержку с точки зрения юриста. Лист обратной связи как форма коммуникации между тьютором и родителем — Погонина О.Г. — член Совета РОО помощи детям с РАС «Контакт»