Экспертные вебинары организуются ФЦИО МГППУ с целью развития профессиональных компетенций экспертного сообщества в области инклюзивного образования.
В международном вебинаре по оценке инклюзии приняли участие эксперты России, Белоруссии и Казахстана.
Участники вебинара рассмотрели вопросы мониторинга качества инклюзивного образования: подходы, инструменты и методы оценки инклюзивных процессов в образовании разных стран. Особое место в обсуждении было уделено доказательному подходу в оценке инклюзивных практик.
Коллеги из Института развития инклюзивного образования БГПУ им. М.Танка рассказали о созданной в республике Беларусь системе инклюзивного образования. Закрепленная в 2022 году на законодательном уровне она приняла эстафету интегрированного образования, подготовившего переход к принципам инклюзии. Преемственность позволила коллегам сохранить лучшее, создать межведомственную систему поддержки обучающихся с особыми потребностями. Из самых важных моментов можно отметить организацию базы данных по детям, нуждающимся в поддержке, их сопровождение от раннего возраста до трудоустройства, наличие дефектологов и тьюторов в общеобразовательных организациях, оценку реализации принципов инклюзии во всех школах. Участников вебинара заинтересовали также результаты апробации методик диагностики инклюзивной культуры педагогов в организациях отдыха и оздоровления детей.
Представитель РГУ «Национальный научно-практический центр развития специального и инклюзивного образования» республики Казахстан поделилась опытом создания республиканской сети ресурсных центров развития инклюзивного образования и отметила роль республиканского ресурсного центра в научно-практическом, методическом и методологическом сопровождении процессов включения детей с особыми образовательными потребностями в учебный процесс, в разработке системы оценки инклюзии, критериев и инструментариев.
Руководитель ФЦИО МГППУ Светлана Владимировна Алёхина представила участникам вебинара анализ развития инклюзивных процессов в образовательных организациях Российской Федерации, рассказала о результатах апробации мониторинга инклюзивной образовательной среды в 10 регионах России и его результатах, а также пригласила участников вебинара на VII Международную научно-практическую конференцию «Актуальные вопросы обеспечения условий инклюзивного образования в Российской Федерации», которая состоится 25-27 октября 2023 года.
В обсуждении вопросов оценки инклюзии в образовании приняли участие федеральные эксперты по созданию инклюзивной образовательной среды в образовательных организациях, члены жюри федерального этапа юбилейного X Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России – 2023».
Материалы вебинара:
- Егорова Е.В. «Развитие инклюзивного образования в Республике Казахстан» (Р. Казахстан)
- Подушкина Т.Г. «Доказательный подход в социальной сфере: новая парадигма эффективности» (Москва)
- Алехина С.В. «Подходы к оценке инклюзии в образовании» (Москва)
- Светлакова О.Ю. «Диагностика инклюзивной культуры педагога летнего оздоровительного лагеря: критерии и инструментарий» (Р. Беларусь)