Индивидуальный образовательный маршрут

За последние годы применение ИОМ в организации образования обучающихся с ОВЗ прочно вошло в практику образовательных организаций города Москвы. Однако нерешенными остаются еще многие вопросы:

– Определение понятия ИОМ и соотнесение его с другими понятиями, такими как «адаптированная образовательная программа», «индивидуальный учебный план», «индивидуальная образовательная траектория», используемыми в отечественных и зарубежных научных исследованиях и методических разработках.

– Определение потребности в ИОМ и его назначения для разных категорий обучающихся (ИОМ нужен только обучающимся с особыми образовательными потребностями или он является механизмом индивидуализации для любого ученика?).

– Определение структурных компонентов ИОМ.

– Определение участников разработки ИОМ и их задач:

  • создание и апробация технологии разработки ИОМ междисциплинарной командой ППк;
  • исследование возможностей включения в разработку ИОМ обучающихся, в том числе обучающихся с ОВЗ и их родителей;
  • процесс формирования образовательного запроса у ребенка и родителей;
  • соотнесение индивидуального образовательного запроса обучающегося, родителей и требований образовательных стандартов.

ОБЗОР


Акатов Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Гум. изд. центр «ВЛАДОС», 2003. 368 с.

Подробнее

Педагогика: учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / под редакцией А.П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2013. 304 с.

Подробнее

Социально-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: учебник для академического бакалавриата / Л.В. Мардахаев [и др.]; под ред. Л.В. Мардахаева, Е.А. Орловой. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 343 с.

Подробнее
Учебные пособия

Суртаева Н.Н. Педагогические технологии: учеб. пос. для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 250 с.

Подробнее

Хуторской А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2005. 383 с.

Подробнее

Вдовина С.А., Кунгурова И.М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Интернет-журнал «Науковедение». 2013. № 6. С. 1–8.

Подробнее

Воронцов А.Б. Судьба учебной деятельности в подростковой школе: содержание, способы и формы // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 3. С. 56–69.

Подробнее

Лабунская Н.А. Индивидуальный образовательный маршрут студента: подходы к раскрытию понятия // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2002. № 2 (3). С. 79–90.

Подробнее
Статьи
Мерлин В.С. Индивидуальный стиль деятельности и его системообразующая функция // Психология индивидуальных различий / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. С. 128–139.

Подробнее
Рындак В.Г., Утепов М.Б. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средстве становления личностных достижений старшего школьника // Вестник Оренбургского государственного университета. 2003. № 7 (25). С. 39–44.

Подробнее
Тимофеева Ю.Ф. Современная модель развивающей образовательной системы в вузе / Ю.Ф. Тимофеева, Ю.А. Судник, А.Я. Голубчиков // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2013. № 4. С. 83–89.

Подробнее
Файзуллаева Е.Д., Медова Н.А. Моделирование индивидуального образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможности здоровья как открытое совместное рефлексивное действие сопровождающих взрослых // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2018. № 1 (190). C. 15‒21.

Подробнее

Burgstahler, S. Who needs an accessible classroom? // Academe. 2007. № 93 (3). P. 37‒39.

Подробнее

Johnstone, C. The role of individualized learning plans (ILPs) in inclusive education / C. Johnstone, A. Svajan, V. Yesayan // Tichá, R., Abery, B., Johnstone, C., Poghosyan, A., & Hunt, P. (Eds.) (2018). Inclusive education strategies: a textbook. Minneapolis, MN, USA: University of Minnesota; Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia & Armenian State Pedagogical University. P. 85–104.

Подробнее

Воробьева С.В. Теоретические основы дифференциации образовательных программ: автореф. дис. … д-ра пед. наук. СПб. : Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, 1999. 53 с.

Подробнее

Довыдова М.В. Моделирование индивидуальных образовательных маршрутов как фактор повышения эффективности подготовки учителя технологии: автореф. дис. … канд. пед. наук. Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2004. 23 с.

Подробнее

Лоренц В.В. Проектирование индивидуально-образовательного маршрута как условие подготовки будущего учителя к профессиональной деятельности: автореф. дис. … канд. пед. наук. Омск: Омский государственный педагогический университет, 2001. 23 с.

Подробнее
Диссертации
Маркова С.В. Педагогическое сопровождение одаренного подростка при проектировании и реализации индивидуального образовательного маршрута: автореф. дис. … канд. пед. наук. Киров: Вятский государственный гуманитарный университет, 2011. 23 с.

Подробнее

Психолого-педагогические условия становления индивидуальных стратегий обучения школьников / под науч. ред. И.С. Якиманской. Москва ‒ Обнинск: ИГ–СОЦИН, 2007. 140 с.

Подробнее
Монографии
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: в 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 556 с.

Подробнее

Burgstahler, S. Who needs an accessible classroom? // Academe. 2007. № 93 (3). P. 37‒39.

Подробнее

Gargiulo, R.M., Metcalf, D. Teaching in today’s inclusive classrooms: a universal design for learning approach. Belmont: Wadsworth, Cengage Learning, 2013. 504 p.

Подробнее

Johnstone, C. The role of individualized learning plans (ILPs) in inclusive education / C. Johnstone, A. Svajan, V. Yesayan // Tichá, R., Abery, B., Johnstone, C., Poghosyan, A., & Hunt, P. (Eds.) (2018). Inclusive education strategies: a textbook. Minneapolis, MN, USA: University of Minnesota; Yerevan, Armenia: UNICEF Armenia & Armenian State Pedagogical University. P. 85–104.

Подробнее
Зарубежные материалы

Katz, J. Teaching to diversity: the three-block model of universal design for learning. Winnipeg, MB: Portage and Main Press, 2012. 198 p.

Подробнее

Peterson, M.J., Hittle M.M. Inclusive teaching: creating effective schools for learners. Boston, MA: Allyn and Bacon, 2003. 533 p.

Подробнее

Smith, T.E. Teaching students with special needs in inclusive settings / T.E. Smith [et. al.]. Boston, MA: Pearson Education, Inc, 2008. 465 p.

Подробнее

The individual education plan (IEP): a resource guide. Represented by the Ministry of Education. Ontario, Canada: Queen’s Printer for Ontario, 2004. 82 р.

Подробнее

Tremblay, P. The Individualized educational plan (IEP). Presentation materials. Tivat, Montenegro: Université Libre de Bruxelles, 2007. 41 с.

Подробнее

Vaughn, S., Bos, C.S. Strategies for teaching students with learning and behavior problems. Upper Saddle River, NJ: Pearson Education, Inc., 8th ed. 2012. 450 p.

Подробнее

Zhu, Z.T. A research framework of smart education / Z.T. Zhu, M.-H. Yu., P. Riezebos // Smart Learning Environments. 2016. № 3 (4). P. 19‒22.

Подробнее